Рецензия: «Неуправляемый»: осторожно, поезд! ***
30 ноября 2010 г.
Режиссер - Тони Скотт, в ролях - Дензел Вашингтон, Крис Пайн, Кевин Данн, Этан Сапли, Розарио Доусон.
Новый фильм Тони Скотта основан на реальных событиях. В 2001 году в городе Толедо, штат Огайо, один из поездов местного депо оказался без управления и проехал не одну сотню миль, пока его сумели остановить. В нем, правда, не было токсичных отходов - этот ход для большего устрашения добавил в свое кино лично Скотт. Отдавая дань фильмам-катастрофам 70-х - не столько даже американскому жанру напряженно-динамичного действия, а скорее картинам в духе японской ленты «109 идет без остановки» (1975) с божественным Кеном Такакурой, «Неуправляемый» следует всем необходимым стандартам прошлой эпохи. И это не идет ему во вред. Подобное кино - стремительное и быстрое - не должно содержать в себе никаких нововведений. В любом случае мир должен быть спасен. И это случится.
Молодой машинист Уилл (Крис Пайн) прибывает на новое место службы в железнодорожное депо Пенсильвании и становится напарником афроамериканца в летах Фрэнка (Дензел Вашингтон). В первый же день совместной работы мужчины сначала мягко выясняют отношения (и тот, и другой испытывают серьезные проблемы в семье), а затем оказываются втянуты в смертельно опасный переплет. По халатности нерадивого машиниста поезд под номером 777, в вагонах которого находятся 30 тысяч тонн токсичных отходов, отправляется в путь самостоятельно и несется по штату без руля и ветрил. Если сорвавшийся с тормозов состав достигнет города Скрентона, он рискует сорваться с моста на повороте и учинить большой «бум». С радиусом в 60 километров. С самого начала картины мы понимаем, что остановят свихнувшийся локомотив наши парни. А Пенсильвания будет следить за развитием событий со слезами на глазах.
Подобные сюжеты выходили на экраны десятки раз и были проиллюстрированы и старыми, и новыми методами киносъемки. Любопытно то, что в данном случае Тони Скотт решил отказаться от компьютерной графики и поставить сцены, как говорится, «вживую». Реальные поезда - железные монстры на службе у человечества - здесь такие же герои повествования, как и недавние «звери-паровозы» в гораздо более диком фильме Алексея Учителя «Край». Звук, с которым 777-й мчится сквозь пенсильванские равнины, скорее схож с ревом первобытного чудовища - этакая мистическая машина, передающая привет Стивену Спилбергу времен «Дуэли». В таком антураже душевные переживания настоящих мужиков кажутся мышиной возней на фоне вечности.
Пусть это слишком по-американски - решать личные проблемы посредством подвига, но «Неуправляемый» и не претендует на философскую драму. Напряжение, скорость и драйв в нем присутствуют. Примитивное, но действенное удовольствие зрителю гарантировано. Стоит ли ожидать чего-то иного от картины, в которой поезд сравнивают с бурундуком? Иллюзия продолжается - и это главное.
Анастасия Белокурова, InterMedia