За что боятся фэнтези
6 февраля 2002 г.
По всему миру с большим успехом прошли экранизации двух знаменитых
сказочных романов -- "Властелин колец" Джона Рональда Толкиена и "Гарри
Поттер и философский камень" Джоан Кэтлин Роулинг. Фильмы получили
восторженные отклики со стороны зрителей (особенно малолетних) и
противоречивые оценки в христианских кругах. "Властелин" -- исключительно
положительные, "Поттер" -- нередко отрицательные. Оба романа (фильма)
сделаны в одном жанре -- волшебной сказки, и подобный разброс мнений
заставляет задуматься.
Можно, конечно, предположить, что все дело в качестве литературы.
Толкиенская трилогия -- классика прошлого столетия. Мощное воображение
оксфордского филолога породило невероятные миры, в реальности которых не
сомневаются не только дети, но и отдельные взрослые. Серия романов о Гарри
Поттере, созданная школьной учительницей Роулинг, не блещет красотами стиля
и подействовать убойно может лишь на подростка. Тема убогого заморыша,
который на поверку оказывается могучим волшебником, вряд ли оставит
равнодушным юное сознание, в котором комплекс неполноценности борется с
мегаломанией. Но в том-то и дело, что кино нивелировало разницу в
дарованиях авторов, выдвинув на первый план увлекательную интригу. Да и
поставлены оба фильма мастерски. Так что критику "Поттера"
фундаменталистами не объяснить их эстетической разборчивостью (в наличии
которой я очень сомневаюсь). Ругали и хвалили по идейным
соображениям.
В американском штате Нью-Мексико книги о юном чародее не просто разругали,
а подвергли аутодафе. Заодно спалили "ужастики" Стивена Кинга и какую-то
оккультную параферналию типа гадательных досок Ouija. СD детройтского
рэпера Эминема подвергли гражданской казни по второму разряду, публично
выбросив в мусорную урну. Устрашающую акцию завершила проповедь местного
пастора Джэка Брока. "За невинным лицом скрывается мощь сатанинской тьмы,
-- уверял пастор. -- Гарри Поттер -- дьявол, губящий людей".
"Властелин колец", напротив, завоевал сердца не только католиков (что можно
объяснить конфессиональной солидарностью -- Толкиен был католиком), но и
американских южных баптистов, широко известных крайне консервативными
замашками. Недавно с ними на этой почве разругался бывший президент баптист
Джимми Картер. И тем не менее их новостное агентство Baptist Press
похвалило фильм за его "духовные обертоны". При том что сам Толкиен отрицал
наличие христианских корней в своем произведении и признавался в неприязни
к нравоучительным аллегориям. Перед смертью, правда, дал слабину --
согласился в переписке с одним иезуитом, что, мол, да -- "религиозный
элемент растворен в сюжете и символизме книги". Кто бы сомневался. В любой
сказке добро героически бьется со злом -- религиозный символизм высшей
пробы. Но ведь и произведения бывшей учителки в этом смысле не
исключение.
За что же жгут? Думаю, со страху. Во "Властелине" колдуют не менее
самозабвенно, чем в Хогуортской школе магии и ведовства, где обучается юный
Гарри. Но у Толкиена это происходит в каких-то неведомых мирах, в
Средиземье, не имеющем никакого отношения к повседневности, а у Роулинг
прямо у нас под носом. И занимаются этим не гномы, эльфы и хоббиты, а наши
современники, ведущие странную жизнь. Живут рядом, а сами вовсю
подколдовывают. И это до боли напоминает всякие оккультные штучки, которые
сейчас активно завоевывают место под солнцем. Приходит человек с работы и
вместо того, чтобы спокойно смотреть телевизор, начинает "раскрывать
чакры", рассчитывая таким образом обрести магические способности. И еще, не
дай бог, занимается этим с группой товарищей. Сектант, в общем. А эта
Роулинг через своего змееныша Гарри соблазняет на такое непотребство
невинных детишек. Думаю, "Поттера" в глазах фундаменталистов погубило
именно сходство с реальностью. Наивную сказку они явно восприняли как
руководство к действию. Испуг перед оккультизмом заставил их забыть, что в
данном случае они имеют дело с художественным вымыслом.
Самое интересное, что этот лишающий здравого смысла страх перед магией
роднит фундаменталистов с теми, на кого они ополчились, -- оккультистами.
Одни верят, что смогут подчинить себе мир с помощью колдовских заговоров,
другие смертельно боятся этого -- а стало быть, тоже верят в возможности
колдунов. А ну как вскочат сейчас на помело и полетят. Вот ужас-то.