«Театр Простодушных» - так называлась первая статья о необычном проекте, организованном актером театра и кино Игорем Неупокоевым и вышедшая в газете «Сегодня» несколько лет назад.
«Театр Простодушных» - так с тех пор и закрепилось это название за уникальным театральным коллективом, все его актеры — люди страдающие синдромом Дауна.
23 мая в театре Елены Камбуровой спектаклем «Приходите…Завтра?!» простодушные завершали сезон. Корреспондент РОЛ Славка Бухаров побывавший на спектакле и встретившийся с Игорем Неупокоевым, делится своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Под влиянием сформированного в российском обществе мнения о даунах, я шел на спектакль со странным чувством жалости, неловкости и какой-то вины перед этими людьми: вот мы такие умные, красивые, здоровые, а они — инвалиды.
Через 15 минут после начала спектакля я понял, что мое представление о даунах не более, чем предрассудки. У даунов есть все: они любят и ненавидят, радуются и печалятся, читают стихи и разговаривают на иностранных языках, а уровнем развития абстрактного мышления некоторые из даунов могут дать фору многим «нормальным» путникам протоптанной у нас в стране дорожки «станок-ларек».
Инвалидами даунов делает общество, в первую очередь - своим отношением к ним — вынуждая родителей в 90% случаев отказываться от ребенка еще в роддоме.
Что же в них другого? - спросите вы. Они настоящие.
«Как вы не знаете, кто такой капитан Копейкин?! — софит бросает луч света на актера, задающего вопрос зрителям. — Капитан Копейкин, — продолжает актер, голосом заключающим в себе что-то потрясающее, — да ведь это…, впрочем, если рассказать, выйдет презанимательная для какого-нибудь писателя в некотором роде целая поэма».
Капитан Копейкин — центральный персонаж спектакля «Приходите…Завтра?!», поставленного по Гоголю. «Приходите…Завтра?!» — первая и пока единственная постановка «Театра Простодушных». Игорь Неупокоев - тоже единственный.
— Чья была идея насчет театра и спектакля?
— О театре в то время вообще никто не думал. О том, чтобы быть руководителем, основателем, создателем театра — мне такое в голову не приходило. И даже режиссером никаким я не собираться быть. Был просто проект, репетиции спектакля. Да и спектакль никак не назывался: была вещь по которой мы делали спектакль — «Повесть о капитане Копейкине».
Все вышло как-то случайно, получилось так, что одно действие спровоцировало на совершение другого действия. Случаем я оказался в санатории - обычный санаторий «Ока», очень хороший. Была зима и группа детей с синдромом Дауна там каталась на лыжах. Там я попробовал сыграть с ними «Дюймовочку»… Получилось.
— В итоге всему виной стал случай?
— Случай, но как говорил митрополит Филарет Дроздов, современник Пушкина — кто верит в случай, то не верит в Бога. Те, кто верят в случайность считают, что мир хаотичен, абсурден, бессмысленен: все случайно. А кто верит в божественную волю, промысел, тот понимает, что нет случайностей — все выстраивается в цепь из которой определяется судьба человека. Я встретил кого-то… Случайно? Вот и здесь такая же случайность, случайным образом доигрались до спектакля, с которым сегодня выступаем на самых разных площадках. Спектакль рождался на сцене. Задача была — не отступать от гоголевского текста, а текст сложный. Сказать «Ваше Высокопревосходительство» сложно и для обычного человека, но мы сознательно не стали упрощать текст.
Играют спектакль нечасто. Одна из причин — отсутствие у театра помещения. Приходится по добрым людям скитаться - то у Камбуровой сыграют, то в Доме Актера, то в центре Высоцкого. Отдельное спасибо «Театру DOC», благодаря которому получается раз в месяц стабильно выступать в его помещении.
— Если столь редки спектакли, то как часты репетиции? — спрашиваю у режиссера. — В лучшем случае накануне, в худшем — в день выступления, — отвечает Неупокоев.
— А как вообще все эти скитания? Тяжело?
— Тяжело. Очень хочется, чтобы был маленький театрик, где можно самим править бал. Это очень реально, во всех отношениях оправдано.
Я сумел каким-то чудесным образом организовать хотя бы вот эту всю ситуацию, но организовать ее на уровне города, сорганизовать все с городскими властями, на это меня пока не хватает.
Я был во властных структурах, оставлял им пригласительные, звонил. Они обещали прийти, но ни один чиновник, ни одного уровня ни пришел и даже не посмотрел.
— Театр в вашем понимании…
— …Это прежде всего команда, группа людей, драматическая труппа обученных, профессионально пригодных для театрального дела людей. Не хочется говорить «коллектив», коллектив — слово из советской эпохи.
Если сегодня мы пишем на афише «Театр Простодушных», значит мы себя так позиционируем: мы — театр, хотя в репертуаре один спектакль. Но, когда создавался Московский художественный театр, в их репертуаре был тоже один спектакль «Царь Федор Иоаннович».
В труппе театра 7 актеров: Сергей Макаров, Дмитрий Поляков, Елена Чумакова, Антон Дебелов, Мария Нефелова, Елена Серна и Руслан Ванян.
Кроме работы в театре, актеры активно участвуют в различных культурных проектах. Например, Сергей Макаров сыграл главную роль в фильме «Старухи» (картина будет показана в этом году в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр»), Елена Чумакова и Антон Дебелов приглашены в радиосериал Радио России «Дом 7 подъезд 4», Дмитрий Поляков участвовал в различных арт- и фото-проектах.
— Каким образом собиралась труппа?
— Очень просто. После той случайной поездки в подмосковный санаторий, я пришел к руководителю Ассоциации даун-синдром (недавно она переименовалась в Общество даун-синдрома) со своим проектом.
Я его сочинил, напечатал, обдумал. Долго думал — года два или три. Пришел в ассоциацию, получил список семей, обзванивал их недели две или три. Звонил, объяснялся, уговаривал.
В конце концов из 180 членов ассоциации ко мне приехало человек 20. Мы их стали снимать на видео, хотели с помощью этого импровизированного кастинга выбрать самых лучших, пригодных. Но, в результате пошли совсем по другому пути: у нас оставались те, кто хотели остаться. Некоторые были непригодны, но они оставались. Они пришли, потому, что им было любопытно. Я их завлек не зная куда, как Иван Сусанин. Была текучка, менялись артисты, но в конце концов состав закрепился и с ним мы пошли на результат.
— На чем учились?
— На конкретном материале этого спектакля. Учились чувствовать, ведь слова говорить любой может, а выходя на сцену нужно действовать, играть, чувствовать, заражать зрителя своими чувствами. Они этого ничего не умели, выходили и стояли с бумажками. Они и сейчас иногда стоят, а представь, что было в самом начале…
Стояли с открытым ртом, смотрели на меня и ничего не делали. Я по сто раз играл за каждого из них, вертелся юлой, чуть ли по потолку не скакал. После двух-трех часовой репетиции приходил домой и несколько часов лежал не двигаясь, не мог встать, чтобы включить чайник. Это был эксперимент. И когда пошло движение, когда вдруг они начали включаться в материал, изумлены были все, не только я.
Мамы были поражены, зная своих детей по 20-30 лет не предполагали, что они способны на это. Мы могли заблудиться и не выйти на сцену, могли бесконечно репетировать как многие коллективы, но мы идем на риск.