НОВОЕ КИНО: "Егерь" Александра Цацуева
13 мая 2004 г.
Егерь
Режиссер Александр Цацуев
В ролях Игорь Лифанов, Андрей Федорцов,
Анна Большова, Виктор Степанов
Россия, 2004
Между местных кинокритиков бытует негласный закон, что про российское кино - либо плохо, либо ничего. Это одна из причин появления такого фильма, как "Егерь". Я сам стараюсь не обижать наших, но тут придется сказать все, как есть.
По словам продюсера фильма, у истоков стоял сценарист Владислав Романов, придумавший историю про неподкупного егеря. Романов преподавал сценарное мастерство, в том числе и мне, в Институте Культуры (или в "кульке"), и можно сказать, лично инициировал мой добровольный уход оттуда. Он - автор сценариев к фильмам с названиями "Сижу на нарах, как король", "Разыскивается опасный преступник" и "Маэстро вор". Он абсолютно не в курсе, что происходит в кино последние лет пятнадцать. Так что вина за то, каким получился "Егерь" - целиком на нем, а не на дебютантах режиссере и продюсерах.
Проблема в том, что для Романова главная цель сценария - увязать все события в некий завершенный цикл, повесить ружье на стенку и сделать так, чтобы в финале оно выстрелило. Добивается этого Романов самыми простейшими средствами: буквально, вместо мозгов и ручки - топором и поленом. Поэтому и герои получаются у него, как сучковатые буратины. А так как фильм претендует на некую степень экшна, то получается еще более нелепо - буратины колошматят друг друга почем зря. Потом стреляет ружье, и Романов доволен.
Благодаря Романову от фильма воняет несвежестью хлопчатобумажных носков семидесятых годов. Цацуев, будучи помоложе, исподволь тянется к более новым блокбастерам - "Бумер", "Брат-2", даже на "Возвращение" почему-то ссылается. В результате они оба, словно на машине времени, возвращаются в начало 90-х: блеклая картинка, несимпатичные люди на экране, отчаянные поиски закона, "разрушено все, переломано все", война, Чечня, вся фигня. Атрибуты 2004-го года - мобильник и портрет Путина на стене - смотрятся, как непрошеные гости из далекого кибернетического будущего. Налить водки, занюхать портянкой, закусить снегом и плакать.
Лифанов в роли Егеря силится по-сталлоновски кривить губы при любом шорохе и при любом появлении женщины в поле зрения: он заявлен, как русский Рэмбо. Но из-за искривленных губ нет-нет да и вылезет розовый, дергающийся в конвульсиях иронии язык.
Телепузик Федорцов в роли страшного Зверя, особо опасного беглого зэка - и вовсе недоразумение. С таким водку хорошо пить и за жизнь базарить. Чем, кстати, два этих антагониста все время и занимаются. Почему? Ответ закопан в фильме: "Мы - русские. Поссоримся, а через час уже водку вместе пьем".
Никакая платформа для неистового экшна-мочилова. Женщин в фильме аж четыре, и все они списаны с песен Тани Булановой и Ирины Аллегровой. Владислав Иваныч, где вы женщин-то таких находите в жизни, готовых бросаться в стиле греко-римской борьбы на все, что движется? Поделились бы телефончиком, а?
На фоне всей этой тотальной туфты промелькнула все же искра гения. Когда скромная до колик учительница с рюкзачком на спине и в белоснежной ушаночке спросила у Егеря, можно ли придти к нему, тот впал в какое-то неописуемое состояние, замычал, застонал, затем молвил: "Вы знаете, что? Вы приходите ко мне завтра. Я рожу сиропом умою". Это пять баллов! Фраза двинет в народ и приживется. Я вот тоже пойду рожу сиропом умою. Чего и вам желаю.
В кинотеатрах с 13 мая