Фильмы без звука, но с живым музыкальным сопровождением снова входят в моду
15 декабря 2004 г.
В эти выходные в рамках Третьего фестиваля немецкого кино в Москве был показан фильм начала прошлого века "Ложь Нины Петровны". Сопровождает фильм живая музыка инструментального трио Алексея Цимермана. Подобные кинопроекты стали модными в Европе и Америке – они примиряют композиторов с режиссерами, - отмечают Новые Известия.
Кто главнее в кино – режиссер или композитор, – критики выясняют едва ли не с начала эры кинематографа. Для одних кино это Эйзенштейн и Хичкок, а для других – музыка Сергея Прокофьева и песни Барбары Стрейзанд (и это при том, что с самого начала музыка кино была прикладной).
Помня бессмертную музыку Прокофьева к "Александру Невскому" Эйзенштейна, равно как и кинопроизведения Гершвина, Бернстайна, Шостаковича и Шнитке, российские композиторы до сих пор считают зазорным писать "киномузыку", потому что в ней якобы нет свободы и места вдохновению. При этом все прекрасно знают, что только кино может в XX веке обеспечить безбедное существование композиторам-симфонистам.
Главный сегодняшний музыкальный киномэтр Франции Эрик Сера считает, что работа над фильмами его, как композитора, мобилизует: "Иногда бывает сложно уложиться в выверенный до секунды хронометраж картин Люка Бессона, но именно это пробуждает своего рода азарт в сочинении". А вот недавняя кинодебютантка – исландская певица и композитор Бьерк, заехав в Москву на концерт, жаловалась "Новым Известиям", что работа над саундтреком к фильму "Танцующая в темноте" отбила ей всякую охоту иметь что-то общее с кино. "Мою музыку там нещадно порезали, разрушив всю стройность композиции, и ее смысл", – сказала Бьерк.
Компромиссный вариант, где визуальный ряд и музыка практически равноправны, нашли в свое время американский композитор-минималист Майкл Найман и британский режиссер Питер Гринуэй в картинах "Книги Просперо", "Дитя Макона" и др. (диалоги чередуются с музыкальными вставками), а также режиссер Годфри Реджио и композитор Филипп Гласс (в их кинотрилогии "Кацци" видеоряд и музыка живут каждый своей жизнью). Но эти проекты были актуальны лет 10–20 назад.
В последние годы стало ясно, что свободолюбивых музыкантов с "важнейшим из искусств", как и сто лет назад, может примирить лишь немое кино. Там-то точно каждый из жанров дополняет друг друга, являясь равноправным. Видимо, еще и поэтому все чаще в мировых культурных столицах популярными становятся киносеансы под рояль и под симфонический оркестр.