В ролях Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Светлана Устинова, Николай Олялин, Александр Голубов, Феликс Антипов
Россия, 2006 г. 110 мин.
Затмение
Еще осенью, посмотрев несколько отснятых сцен, в числе которых фигурировала снятая одним планом бессловесная посиделка в означенном «Бумере» выживших персонажей Вдовиченкова и Мерзликина, я подумал, что, даже если вторая часть будет представлять собой лишь это, все равно фильм удастся. Пусть они там сидят себе на передних сиденьях и перекидываются полуразборчивыми междометиями пополам с матом. И пусть будут долгие планы и минимум монтажных склеек. Слишком силен животный магнетизм этих героев, выдуманных талантливым все-таки шельмецом Петром Бусловым. Пусть одного из них он и воскресил с того света – многие режиссеры так до конца карьеры и остаются во власти созданных ими героев, низводя себя до обслуживающей роли.
В фильме втором, безмерно богатом на события (опыт переноса нетипичного для нас голливудского метода, когда над сценарием работает целая команда единомышленников), и несомненно удачном, Буслов одним выстрелом сумел отстрелить головы троим, что ли, зайцам. Продолжается там, конечно, и выигрышная тема пропасти между столицей и провинцией (мне четверо московских бандюков в дизайнерских курточках и пальтишках всегда виделись этакими денди, безнадежно далекими от народа, охотящегося на них). В Москве, как и в фильме первом, герои проводят считанные кадры – чтобы снова броситься в сермяжное роуд-муви. Но во втором «Бумере» есть и новые нотки. Дабы посмешить коллег, я сказал после просмотра, что Буслов подкатился под тему, учебниками приписываемую Микеланджело Антониони – о невозможности, понимаете ли, коммуникации в современному мире (и см. все разговоры в кадре про новый язык в sms-сообщениях – как же фильм, давший самый популярный рингтон, может забыть о существовании мобильной свяи?). Думая на эту тему подольше и поглубже, выяснилось, что ничего смешного в этом нет, так оно и есть, по большому счету. Если герои Антониони в своей некоммуникабельности чувствуют себя комфортно и вольготно, то у Буслова каждое непроизнесенное вовремя слово калечит жизни и порождает затмение. Отсюда и рождается безысходность и мрачность фильма, а не от какой-то мифической макаберности российских регионов. А для настоящего фильма недосказанность и немногословие считается за добродетель, как сами понимаете.