Сегодня: 22 октября 2020 г.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
22 октября 2020 г.
Юэн МакГрегор примерил костюм Оби-Вана на съемках "Мандалорца"
Потоковый сервис Quibi будет закрыт

Новости кино в формате RSS 2.0


Рецензия: «Джонни Д.»: гангстеры и федералы ****

1 июля 2009 г.

Показ фильма закрытия 31-го ММКФ «Джонни Д.» («Public Enemies», США, 2009, режиссер – Майкл Манн, в ролях – Джонни Депп, Кристиан Бейл, Марион Котийяр, Дэвид Уэнем, Рори Кокрейн, Билли Крудап, Джон Ортис, Лили Собески, Джованни Рибизи, Мэтт Крейвен, Стив Грэм) прошел в кинотеатре «Пушкинский» 28 июня.

«Убийство – часть того, что гангстеры называют жизнью».
Карл Сифакис («Мафия»)

В новом фильме Майкла Манна мы видим, как агент ФБР Мелвин Первис (Кристиан Бейл) долго ловит гангстера Джона Диллинджера (Джонни Депп). В оригинале фильм называется «Враги общества», но для российского проката ленту переименовали в «Джонни Д.», что поначалу вызвало удивленную досаду. После просмотра все стало на свои места: прокатчики обладают чувством юмора - такое название куда лучше отражает происходящее на экране. Банда Диллинджера, «самая лучшая из всех банд», в которую входили Гарри Пирпойнт, Джон Гамильтон, Гомер Ван Митер, Малыш Нельсон и другие «заслуженные» гангстеры своей эпохи, – бледные тени, на фоне которых чертит свои незамысловатые зигзаги главный виновник торжества Джонни Д. В этом крепко сделанном гимне автоматам Томпсона Майкл Манн не делал ставку на психологизм, но и не скатился до уровня попсового байопика.

В криминальном мире можно завершить свой жизненный путь по-разному: погореть из-за бабок, погореть из-за бабы, реже – из-за баб, как это произошло с героем клемановского «Бега зайца через поля». Джон Диллинджер, которому удача изменила лишь раз, классически погорел из-за бабы. Не помогли ему ни фантастическое везенье, ни пластическая операция (кстати, почему-то не показанная в фильме), ни преданность простого народа, сотворившая из грабителя миф. Румынская эмигрантка Анна Сейдж сдала гангстера федералам. Причины этого поступка летописцы жизни Диллинджера объясняют двояко. По одной версии, Анна была любовницей бандита в течение многих лет и устала от его бесчисленных измен, по другой – выполнила свой гражданский долг. Майкл Манн выбирает третью - мол, Анну заставили это сделать, пригрозив депортацией. Так или иначе, знаменитой расправе у кинотеатра «Биограф» Джон Диллинджер обязан красной юбке Анны Сейдж, благодаря которой он и был узнан.

В середине 30-х Джон Эдгар Гувер вернул престиж ФБР ценой хладнокровных убийств: без суда и следствия были расстреляны Джон Диллинджер, Клайд Бэрроу и Бонни Паркер, банда Кэт «Мамаши» Бейкер. Время одиночек, грабящих банки и слывших в народе благородными героями и борцами с системой, закончилось. К тому времени волна итальянской эмиграции набрала свою силу, прочно проникла в социальные структуры и систематизировалась. В городке Корлеоне - главном очаге мафии на Сицилии и главном поставщике кадров в Штаты, - по самым скромным подсчетам, 80 процентов мужского населения были рецидивистами. Именно такие люди и устремились в Америку на рубеже 20-х годов. Семья Морелло, Чиро Терранова, Лупо Волк и другие не менее конкретные ребята быстро взяли дело в свои руки и изменили мир. А их коллега по цеху Вито Дженовезе (1897-1969) и вовсе стал прототипом Вито Корлеоне в «Крестном отце» Марио Пьюзо. Началась эра организованной преступности, а для борьбы с ней требовались иные методы, иной стиль. В этой ситуации такие, как Диллинджер, были обречены. Мафиозные войны не вызывали в народе душевного отклика. Мафию боялись и уважали, но превращать ее членов в легенду никому больше не приходило в голову. Эти герои не писали стихов как Бонни Паркер, не прыгали через банковские стойки с ловкостью тигра а-ля Дуглас Фербенкс как Джон Диллинджер. Когда был застрелен Голландец Шульц, вряд ли кому-нибудь хотелось смочить платок его кровью на память. Гангстеры-одиночки пользовались любовью в народе из-за того, что являли собой воплощение американской мечты и были донельзя кинематографичны. Они и сами были помешаны на кино. К примеру, Аль Капоне в те времена был обладателем столь редкой вещи, как фильмокопия. Добыв картину «Лицо со шрамом» Говарда Хоукса, он пересматривал ее бесчисленное количество раз. Диллинджеру повезло меньше – первый фильм о нем был снят в 1945 году, спустя 11 лет после его смерти. Майкл Манн также делает акцент на увлечении гангстерами кинематографом: один из героев изображает Джеймса Кегни («Враг общества» (1931), «Ревущие двадцатые» (1939)), а Диллинджер признается, что среди прочих вещей он больше всего любит фильмы. Ленты какого рода пользовались успехом у гангстеров, понятно и так: «Джон Диллинджер не пойдет на фильм с Ширли Темпл». В то же время Манн обходится сухим изложением основных биографических фактов своего героя и вместо того, чтобы показать на экране весь спектр ярких приключений Диллинджера, вводит в картину множество вымышленных эпизодов, далеких от реальности как таковой. Из образа, созданного Джонни Деппом, мы не узнаем о гангстере почти ничего. Его внутренняя жизнь остается за кадром, а финал наполнен столь дешевым пафосом и ложным психологизмом, что заставляет грустить о пронзительных концовках «Бонни и Клайда» Артура Пенна и «Банды Гриссомов» Роберта Олдрича еще больше. Нельзя сказать, что Манн окончательно угробил жанр: благодаря цифровой камере в сценах погонь и перестрелок рождается особая поэзия, которая в сочетании с эффектом близкого присутствия завораживает, держит в напряжении до конца. В конце концов, Манн умеет снимать экшн. Что касается остального, то после просмотра остается ощущение, что ты посмотрел не фильм про Диллинджера, а очередную картину с Джонни Деппом – что, несомненно, привлечет к «мужскому» фильму большую часть женской аудитории. Специально для них обелен до ангельского света образ диллинджеровской подружки Билли Фрэчет в душевном исполнении Марион Котийяр. Чего не скажешь о Кристиане Бейле, чей Первис – зрелище бессмысленное и утомительное, как и все его последние роли.

«Хочу, чтобы вы поняли с самого начала: за исключением Мелвина Первиса из ФБР, не было на свете человека, кому бы не нравился мой дружок Джонни Диллинджер», - писал Стивен Кинг в рассказе «Смерть Джека Гамильтона». После просмотра фильма Майкла Манна наверняка найдутся те, кто при виде показанного им Джонни Д. недоуменно пожмут плечами. Но реальный Джон Диллинджер в этом совершенно не виноват.

Анастасия Белокурова, InterMedia



Другие новости за 1 июля 2009 г.
Объявлена дата начала съемок фильма "Затмение"
Рецензия: «Разомкнутые объятия»: любовь и смерть, добро и зло ****
Хит Леджер пытался саботировать съемки "Темного рыцаря"
Билл Найи сыграет в последних сериях "поттерианы"
Название фильма о Джеймсе Бонде стало торговой маркой
Рецензия: «Событие»: театр у объектива ***






ПОИСК
 
Новости
Скачать!
Магазин
Интернет
АРХИВ НОВОСТЕЙ
РЕКЛАМА

Новости кино Kinozavr.com в сети с 2006 года
Источники новостей: rol.ru и kinonews.ru