Рецензия: «Похороните меня за плинтусом»: жил-был у бабушки… ****
24 ноября 2009 г.
Пресс-показ фильма «Похороните меня за плинтусом» (Россия, 2009, режиссер – Сергей Снежкин, в ролях - Светлана Крючкова, Мария Шукшина, Алексей Петренко, Константин Воробьев, Александр Дробитько) состоялся 19 ноября в кинотеатре «Октябрь».
«Похороните меня за плинтусом» - экранизация одноименной повести Павла Санаева, в которой, как уже всем известно, описываются вполне биографические сведения из жизни Всеволода Санаева (народный артист СССР, дед главного героя книги и фильма), его супруги Лидии Санаевой, их дочери Елены Санаевой, ее супруга Ролана Быкова и мальчика Павла Санаева, который в книге фигурирует как Саша Савельев. В центре как книги, так и фильма – отношения бабушки (блестящая роль Светланы Крючковой) и внука (достойная работа дебютанта Саши Дробитько). Отношения пронзительной, надрывной, истеричной, но – любви, от которой, как не без определенного кокетства выражается бабушка, «аж сердце заходится».
Заходится сердце и у зрителя. Режиссер по максимуму убрал иронию и детскую непосредственность первоисточника, в связи с чем фильм ни в коей мере не стоит рекомендовать тем, кто хочет прежде всего развлечься. Здесь каждый кадр пропитан безысходностью, порой от экрана приходится отворачиваться, настолько убедительны и неприятны эти семейные склоки. Кажется, именно это и послужило причиной многих негативных отзывов в духе «опять чернуха», «опять совок». К недовольным присоединились и Елена Санаева, высказавшая претензии к исполнителю роли Ролана Быкова (Константин Воробьев), и Павел Санаев, заявивший, что Сергею Снежкину не удалось донести тот смысл, что вкладывал он в свою повесть.
Если же допустить правомерность наличия у режиссера своего видения этой истории, то результат автора «Убойной силы» и «Улиц разбитых фонарей-2» вышел достойным. Двухчасовая драма держит зрителя за грудки, не позволяя отвлечься, а негативные эмоции, которые она вызывает, слишком сильны, чтобы их игнорировать.
В «Похороните меня за плинтусом» нет нарочитой игры в «арт-хаус», отчаянных попыток нарисовать «портрет поколения» и натужного морализаторства. Это нормальная (что редкость) история без особенных привязок ко времени действия, которая могла случиться когда угодно и с кем угодно. Эта универсальность вкупе с качественным сценарием и убедительной игрой всего пяти актеров делают из «Плинтуса» не то чтобы событие, но фильм, при просмотре которого, по меньшей мере, не стыдно.
Денис Шлянцев, InterMedia