С одним "н"
18 октября 2002 г.
В субботу, 19 октября, в культурном центре "Дом" пройдет показ фильмов из
программы Первого международного Канского видеофестиваля. В августе этого
года он прошел, как явствует из названия, в городе Канске (что в 300 км от
Красноярска), а совсем недавно большая программа фестивальных картин была с
невероятным успехом показана в рамках анапского "Киношока". В "Доме"
полностью покажут конкурсную программу фестиваля -- 43 фильма из России,
Франции, Финляндии, Норвегии, Сербии, Болгарии, Эстонии, Австралии, Польши,
Австрии и Ливана -- общей продолжительностью пять с половиной часов. За
Гран-при фестиваля -- "Золотой пальмовый секатор" -- в Канске боролись
опусы, представляющие, по словам организаторов мероприятия, "все возможные
жанры, стили и направления: видеоарт, документация перформанса,
видеоинсталляция, игровое видео, документальное видео, цифровая
компьютерная анимация, экспериментальное видео, видеоклип". Впрочем,
опасаться обилия умных терминов, оканчивающихся на "-ция", не стоит: за
мудреными обозначениями в основном скрывается продукция вполне эффектная и
доступная даже для неофитов.
Главное, что привлекает в программе, -- ее фантастическое разнообразие.
Среди конкурсных картин можно найти и вполне традиционно рассказанные
истории, и обычные для видеоарта коллажи, поучительные мультфильмы и
абстрактные зарисовки, анекдоты и исповеди. Американский 17-минутный фильм
"Получилось" Питера Бринсона рассказывает о людях, испытавших на себе
обволакивающее воздействие модного антидепрессанта, мультфильм "Комариха и
конь" Ранда Микка (Эстония) -- об особенностях национального сознания
маленького, но гордого народа, "Битва с пришельцами" екатеринбужца Виктора
Давыдова -- натурально о битве с пришельцами, "Черный пахарь" Аристарха
Чернышова и Владислава Ефимова -- об Арнольде Шварценеггере, а о чем
рассказывает, допустим, 40-секундный фильм красноярцев Бориса Рыженкова и
Виктора Сачивко, вряд ли смогут с точностью сказать и сами авторы. Но
смотреть на все это крайне занимательно. Разумеется, не все из
представленных фильмов удачны в равной степени, но то, что программа не
состоит сплошь из безусловных шедевров, придает ей необходимую
репрезентативность: впечатление о положении дел в современном
видеоискусстве складывается едва ли не исчерпывающее. Но самое главное --
любой зритель из четырех с лишним десятков произведений обязательно найдет
хотя бы одно, которое тронет его до глубины души и подарит
незапланированную встречу с долгожданным счастьем, лишенным всяческой
культурологической рефлексии.
Явно очень для многих таким фильмом станет микрошедевр подлинных чувств
длиной в одну минуту под названием "Песня". В этом дивном, кристально
чистом произведении режиссер и исполнительница главной роли Елена Шарова
"без помощи, но при посредстве" замечательного котика неопределенного пола
исполняет заявленную в названии "песню" про вечерний звон. В тех местах,
где по идее должно звучать сакраментальное "бом-бом", Шарова давит котику
на живот и он -- мистическим образом попадая в такт -- кряхтит и
попискивает. Вот тут-то искусство кончается бесповоротно, и на глаза
зрителей наворачиваются вполне видимые миру слезы юродивого, но от того
ничуть не менее ошеломляющего катарсиса. Или "котарсиса", как вам будет
угодно.