"Киска с двумя головами": откровения порнокинотеатра
10 ноября 2002 г.
Производство: Франция, 2002 г. Режиссер: Жак Ноло В ролях: Жак Ноло, Виттория Сконьямильо, Себастиен Виала Продолжительность: 90 мин Фестивали: Участник программы "Особый взгляд" 55-го Каннского фестиваля (2002 г.) Картину представляет: Линия МК-ДРУГОЕ КИНО Смотрите в Доме Кино (Васильевская, 13)
"Киска с двумя головами" - это название банального порнофильма, демонстрирующегося в маленьком парижском кинотеатре узкой направленности, куда стекается разношерстная публика, состоящая из обделенных жизнью мужиков да извращенцев. И это не тот часто встречающийся случай, когда отрицательные мнения уже посмотревших сей порнодесерт смогут остановить потенциальных зрителей - наоборот, их любопытство будет еще более подстегнуто. Причиной тому показываемая порнография и многочисленные скандалы, искусственно раздуваемые вокруг картины. Московские кинотеатры публично заявляют об отказе демонстрировать фильм, что вызывает лишь больший ажиотаж и прочно закрепляет за картиной, щекочущей воображение скромных граждан и любителей омерзительной клубнички, ярлык самого скандального фильма года.
Многим режиссерам нравится шокировать зрителей и каждый достигает этой цели по-своему. Самый прямолинейный способ - экспериментировать в области порнографии. Не так давно нас уже пытались шокировать агрессивным и малопривлекательным фильмом "Трахни меня". Совсем по-другому смотрится порно, искусно вплетенное в сюжет и волнующим образом вытекающее из него, показанное в таких фильмах как "Интим", "Пианистка" и "Пола Икс". Более сложный способ воздействия на зрителей - изысканно-садистский взгляд на природу вещей. Лучший пример сочетания шока и высокохудожественного кино показан в фильмах Ким Ки Дука "Остров", "Адрес неизвестен", "Плохой парень".
Полтора часа мы в режиме онлайн наблюдаем за происходящим в кинотеатре. Зрителям показывают обычное порно, в котором герои привычно традиционны - мужчины общаются с женщинами. В отличие от публики, купившей билет и погрузившейся в смрадную атмосферу - мужиков и бывших мужиков, не без изысков натянувших на себя женские платья вместе с манерами. Всю эту компанию пытается разбавить единственная женщина, кассирша, впрочем тоже пускающаяся в воспоминания о своей бурной сексуальной молодости. Весь фильм нам приходится следить за пульсирующей и прорывающейся похотью, в которой под фонограмму порнофильма в зале бурно фонтанирует сперма, а закомплексованные мужчины ублажают трансвеститов. Тесный коллектив зрителей сплачивается, охваченный всеобщим возбуждением: зрители делают друг другу минет и сливаются в групповом сексе.
Шокирует ли вся эта пестрая мешанина? Многих, пожалуй, да. Но если быть до конца честным, стоит заметить, что режиссер частенько лукавит, оставляя недосказанности и недомолвки. И здесь дело не в том, что маловато горяченького, скорее, наоборот. Просто, если выбраны определенные правила игры, то уж и играй по ним до конца; показывать - так показывать, извращаться - так извращаться. Онанизм, трансвеститы, удовлетворение низменных страстей в темном зале - вот секрет порнокинотеатра. И кино "об этом" в данном случае не призвано возбуждать. Порнография в "Киске" трагична, отвратительна или же печально комична. Мужчины с традиционной ориентацией наверняка будут разочарованы, если не сказать больше: в течение всего фильма не показывают ни одного обнаженного женского тела, не считая кусочка интимности с экрана порнокинотеатра, в который уставились все герои-зрители.