Повод для надежды
8 августа 2003 г.
9 августа в Выборге откроется фестиваль российского кино "Окно в
Европу".
Словосочетание "Выборгский фестиваль" звучит не слишком громко, но достойно.
На местном уровне, для неизбалованной звездами и новыми фильмами публики, это, конечно, событие номер один.
Но это событие и для всего российского кино: не так часто выпадает
возможность за неделю составить вполне целостное представление об
отечественной кинопродукции. И дело даже не в количестве фильмов, хотя оно весьма внушительно (13 в конкурсе полнометражных игровых лент, 16 в конкурсе документальных фильмов,
а за победу по разделу "анимационное кино" будут бороться 24
работы).
Дело в том, что когда смотришь новое российское кино не между
"Матрицей" и "Терминатором" и не на международном
кинофестивале, впечатление от него не то чтобы улучшается, но по крайней мере существенно корректируется.
И пусть пока не слишком много поводов для радости, но поводы для надежды точно есть.
Наверное, эта надежда и помогла Выборгскому фестивалю выжить.
Его организаторам свойствен своего рода экологический подход: они не
отмахиваются даже от откровенно слабых картин, стремясь создать
какой-никакой, но контекст, в рамках которого в будущем возможны и настоящие удачи.
Только в этом контексте можно будет хотя бы приблизительно выработать
критерии оценки. Нет, не по типу "хороший--плохой", до этого нам еще очень далеко. Но надо хотя бы определить нижнюю планку глупости и непрофессионализма, только превзойдя которую можно начинать говорить об удачах и неудачах, достоинствах и недостатках.
Среди тринадцати картин основного конкурса наибольшее внимание привлекают фильмы уже раскрученные: "Бумер" Петра Буслова,
"Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского (приз жюри XXV Московского кинофестиваля), "Прогулка" Алексея Учителя...
Но есть и приятные сюрпризы.
В частности, в конкурсе участвует дебютный фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд", который прямиком из Выборга поедет на фестиваль в Венецию.
Далеко не последний из российских режиссеров Александр Прошкин
("Русский бунт") решил сменить жанр и на этот раз покажет
заинтересованной публике "Трио" -- криминальную драму из жизни современной провинции с участием одного из лучших отечественных актеров Андрея Панина (осенью фильм Прошкина выйдет в широкий российский прокат -- и это будет еще один повод проверить коммерческий потенциал добротного российского кино).
Будут и совсем незасвеченные картины: "Мишка" Светланы Стасенко, "Бульварный переплет" Алексея Муратова, "Прощание в июне" Сергея Ломкина.
Вне конкурса покажут новую работу Петра Тодоровского "В созвездии
Быка".
В конкурсе документального кино общее внимание гарантировано
"Процессу" Александра Зельдовича -- фильму о "еврейском
вопросе" в тоталитарных государствах, который необходимо посмотреть хотя бы из-за использованных в нем уникальных хроникальных материалов. У аниматоров в первом ряду стоят без пяти минут классики -- Константин Бронзит, Наталья Дабижа, Иван Максимов, Ирина Евтеева, но, ходят слухи, молодым да ранним тоже есть что показать.
Но, возможно, самой интересной и "светской" частью фестиваля
станут не показы фильмов, а представление еще не готовых проектов.
10 августа свой новый проект "Богиня" представят режиссер и
актриса Рената Литвинова и продюсер Елена Яцура.
А 16 августа на закрытии обещана главная сенсация: Никита Михалков расскажет о работе над своим новым фильмом "Утомленные солнцем 2". И хотя ни одного кадра из этой картины мы, скорее всего, не увидим, всех интересует вопрос: сможет ли Михалков повторить или хотя бы приблизиться к тому уровню мастерства, который он продемонстрировал в 94-м, получив за
первых "Утомленных" Гран-при каннского жюри и один из
немногочисленных отечественных "Оскаров".
А завтра на открытии зрители и гости Выборгского фестиваля смогут посмотреть
социальную драму "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова.
Вопреки ожиданиям и прогнозам, "Бури" пока не сделали
международной фестивальной карьеры.
Может быть, это и правильно.
Фильм представляется мне куда более важным и насущным прежде всего для
российского контекста: он делает первые робкие шаги в освоении той
реальности, в которой мы, сами того не замечая, живем последние два
десятилетия.
Комдив Котов едва ли воскреснет в "Утомленных солнцем 2".
Остается выяснить, воскреснет ли Михалков как режиссер в этой своей новой работе.