Город Бога (Cidade de deus) Режиссер: Фернанду Мейреллиш В ролях: Александре Родригес, Алисе Брада Матеуш Нахтергеле, Леандро Фирмину да Ора Продолжительность фильма: 130 мин.
К гангстерским сагам мы за последний десяток лет худо-бедно привыкли. Смирились с морями крови, которые вылил на нас Тарантино, с восторгом проглотили родных "Бумеров" с "Бригадами". Теперь пришло время обратить свои взоры и на подрастающее поколение. Так как признать пробы больших "любителей" детишек японцев с их "Королевскими битвами" жизненными не получается - в качестве точки отсчета возьмем бразильский "Город бога", прославленный как критиками, так и простыми зрителями. Правда, очень большой вопрос - кто действительно ходит на такие фильмы. В синтетических условиях пресс-показа, зал был заполнен процентов на 130.
Говорят, фильм, как и новелла, основаны на реальных событиях. Если это так, то приходится признавать, что наши стенания о преступности - детский лепет. История маленького мальчишки, растущего в "Городе Бога", затрапезной трущобы Рио-де-Жанейро, рассказана жестоким и кровавым языком жизни. Безысходность и отсутствие просвета в его жизни не столь прямолинейно, как показывает нам "родная" хроника конца 80-х в каких-нибудь Люберцах, но вполне очевидна.
Как младший брат одного из местных воришек, Бушкапе по кличке Ракета поневоле втянут в водоворот взросления шпаны, для которой пистолет такая же обыденность, как жвачка. Смерть в этом городе быстра, бессмысленна и кровава. Тебя могут убить за лишнее слово, не говоря уже о сопротивлении грабежу. И убийцей будет десятилетний мальчик, что никого, кажется, не пугает. Их взросление, получение своего места в преступной иерархии и нарождающаяся сексуальность приводят к ошеломляющим последствиям. Показанный со всех сторон и изнутри механизм не дает возможности рассмотреть его участников или ужаснуться разворачивающимся драмам. Фильм просто выпадает за любые понятия добра и зла, оставляя вместо понимания выжженную полосу нейронов головного мозга. А история маленького фотографа - лишь канва, на которую как на кол насаженны непокорные и безграмотные детские головы.
Неудивительно, что такая работа перешедшего из клипмейкерства Фернанду Мейреллиша объехала фестивали всего мира и за почти два года с момента выхода стала одной из самых востребованных боевиков в кинематографе. Это действительно нельзя пропустить. Но не в том смысле, который привносят прокатчики. Если ты попал на "Город Бога", то её невозможно пропустить мимо сознания и остаться равнодушным. Пусть отличная операторская работа и замечательные сценарные находки несколько портятся постоянной "клиповой" съемкой с множеством перескоков, но впечатление остается сильное. Страшное и поучительное. "Город бога" что-то дергает внутри и почти каждому напоминает собственное детство. К счастью, фильм не только о смерти, но и о любви, только и она совершенно бессмысленна.