США/Великобритания/Германия/Нидерланды, 2004 г. 173 мин.
Среди мифов человек не чувствует себя одиноким. Или все-таки чувствует? Цитата из фильма растворилась в голове, шипя пузырьками. Но главное - это не утерянная частица. Главное - в трех словах, объединенных в одном предложение: человек, миф, и одиночество - мнимое ли, реальное ли. Видимо, об этом все-таки и снимал Оливер Стоун.
Или же он снимал историю Александра Македонского, зачинщика глобализации? Жестоко, беспощадного завоевателя, что дрожащим голосом у окна с видом на Вавилон вырисовывает мир будущего, до боли напоминающий Объединенную Европу. Да так захвачен Александр прожектерством, что не заметил, как в той же самой комнате за его спиной отдал концы единственный близкий человек? За глобальными мыслями не успеваешь уследить за локальными событиями - не это ли Стоун вменяет в вину Александру? Да нет, по Стоуну ошиблись те, кто осудил желание Александра продвигаться дальше на Восток, завоевывать оставшиеся 10% мира, ставя личные и общечеловеческие интересы впереди государственных. Через пять минут после смерти Александра они будут впиваться в глотки друг другу, деля между собой его империю.
Или же "Александр" - это неохотно закамуфлированная аналогия с нынешним президентом США? Царский трон получил нечестным образом, немедленно после занятия трона устроил войну с соседней Персией, захватил ее, орудий массового уничтожения в ней не нашел, но устроил охоту за персидским царем Дарием, мотивируя: "Пока он жив и на свободе, я не могу считаться настоящим царем". Будь во времена Александра СМИ, интересно было бы послушать его обращения к народу или пресс-конференции. Но нет, конечно, на Александра, даже в исполнении почему-то из всех актеров Колином Фарреллом, аналогии с Бушем-мл. натягиваются с натяжкой, простите за каламбур.
Быть может, это эпический пеплум, каким бы его поставил Роман Виктюк? Рельефные юноши-брюнеты в набедренных повязках? Напомаженный Джаред Лето, сверлящий Фаррелла глазами, в которых так и читается: "Какой же ты сладкий, зайка!"? Оргии с уклоном в педерастию как норма жизни древних греков? И здесь промах - единственный показанный акт плотской любви гетеросексуален. А объяснения в любви между Гефестионом и Александром (пара сцен, сделанные излюбленным методом графоманов "вырезать и вставить") можно трактовать, как исключительно платонические. Жена Александра к товарищу приревновала? Разве это доказательство? По крайней мере, это шаг вперед по сравнению со стыдливой до гомофобства "Троей" (но сто шагов назад по сравнению с "Калигулой" [1979]). Видеть, что Ахиллес называет Патрокла своим двоюродным племянником - все равно, что видеть плохо закрашенное слово из трех букв на заборе. Бисексуальные тусовки воинов, где вино употребляется бурдюками, а сексуальные партнеры - дюжинами, на самом деле, не такой уж далекий (всего лишь на пару тысяч лет) шаг от таких-растаких богемных психоделических вечеринок "Доорз" [1991], со звонками Богу по телефону Энди Уорхола и употреблением внутрь человеческой крови как афродизиака. Если перефразировать Моррисона, то Александр потерялся посреди греческого дикарства и боли. И все дети сошли с ума, да. Джим Моррисон (а тут, если кому не понятно сразу, Вэл Килмер в роли царя Филиппа, набравший лишних кило для роли столько же, сколько и для сцены смерти Моррисона в ванной, я так понимаю) тоже не чувствовал себя в одиночестве среди мифов.
Все-таки ближе всего к истине версия с мифами: личная заинтересованность Стоуна чувствуется лишь в сценах выяснения отношений Александра с матерью Олимпиадой и отцом Филиппом. Поцелуй в полные материнские губы (любезно предоставленные Анджелиной Джоли), выбор двойника ее же (Розарио Доусон) в жены и личная причастность к убийству отца говорят о том, что Стоун-фрейдист куда сильнее Стоуна-режиссера. Стоуну интереснее копаться в сексуальных комплексах исторических личностей, чем оригинально выстроить кадр. С этой гипотезой увязывается и его длительная приверженность 1960-м - декаде сексуальной революции. Этим объясняется обилие секса и насилия, из-за которых рейтинг R обеспечен любому его фильму. К сожалению, этим же обусловлено то, что его мифологические конструкции, сколько угодно громоздкие, обречены на шаткость и крах. "Александр" у Стоуна получился никак не Великим.
Официальный русский сайт: http://www.alexanderthemovie.com/