Декораторы
24 июня 2001 г.
Выставка работ художников кино -- идея заманчивая: даже фотографии со
съемок рассматривать забавно, не говоря уж о декорациях, эскизах и
костюмах. По работам художника можно смотреть кино "в разрезе" --
так, что видно "из какого сора" оно сделано. Сами художники кино
любят комментировать свои фильмы, рассказывая истории предметов в кадре:
как неделю искал по пригородам спиленное дерево с нужным количеством колец
на срубе или, сидя в отеле, приклеивал битое стекло на шелк, купленный в
соседнем универмаге. Так что с помощью художника можно составить
своеобразный "словарь" фильма.
Но выставку в "Доме Нащокина" сделали с акцентом не на фильмах, а
на художниках. Причем художниках со стажем -- мэтрах. В портфолио Виктора
Петрова -- "Здравствуйте, я ваша тетя", "Иди и смотри",
"Прощание с Матерой". Валерий Кострин делал "Белое солнце
пустыни" и "Звезду пленительного счастья". Борис Бланк --
"Гори, гори, моя звезда". Но ни один из них собственно киноработ
в "Дом Нащокина" не принес, ограничившись натюрмортами (Петров),
акварелями (Кострин) и эскизами к спектаклям (Бланк). Большие подборки
эскизов только у Владимира Аронова (преимущественно к "Сибирскому
цирюльнику") и Игоря Лемешева (интерьер комнат Коробочки, Ноздрева и
др. персонажей "Мертвых душ"). Возможно, это просто все, что у
мэтров сохранилось. Но это едва ли может служить оправданием.
Выставка художников кино проводится в рамках ММКФ -- а среди ее участников
нет никого, кто связан с российскими картинами 2000--2001 годов.
"Мосфильмовский" художник по костюмам Наталья Иванова работала на
"Нежном возрасте", но на выставке представила только платья к
"Сибирскому цирюльнику". Между тем декорации и костюмы -- та
область, которая после развала советской системы кинопроизводства почти не
пострадала. Более того, с появлением спроса на клипы и сериалы
художники-постановщики приобрели статус людей модных и успешных. Количество
мастеров в любой области зависит от заказа, а художникам -- в отличие от
режиссеров -- нет большой разницы, делать клип или спектакль, работать на
российском фильме или зарубежном. Одна из главных достопримечательностей
"Мосфильма" сейчас (наравне с передовой "Тон-студией")
-- студия по производству декораций и костюмов "Мосфильм-Эмми",
целое государство в государстве, со своими компьютерщиками, банщиками и
цирюльниками. Ее глава, художник-постановщик Владимир Мурзин, дал ей такое
имя, получив "Эмми" за работу на американском телефильме. Но все
это к выставке в "Доме Нащокина", увы, отношения не имеет.