Сергей Ливнев: "В профессии продюсера нет потолка"
4 августа 2001 г.
Сергею ЛИВНЕВУ еще нет сорока, но он уже успел перепробовать едва ли не все
профессии, связанные с кино, -- от сценариста и режиссера до директора
крупнейшей российской киностудии. Эксперимент по производству
малобюджетного кино, осуществленный им на студии Горького, оказался не
слишком успешным, хотя итогом его и стали один-два неплохих фильма.
Продюсировать малобюджетные фильмы в США оказалось проще и прибыльнее,
особенно когда твоим партнером является Роджер Корман, знаменитый
американский режиссер и продюсер, король фильмов категории "Б". На
Московском кинофестивале Ливнев продемонстрировал первый плод
сотрудничества с Корманом -- древнеримский эпик "Арена" (режиссер Тимур
Бекмамбетов). На очереди -- "Песни Розы", любовная история на фоне второй
мировой войны. Российский ответ "Перл-Харбору" в эти дни начинает снимать
известный режиссер Михаил Пташук. Продюсер Ливнев надеется, что "Песни
Розы" окажутся фильмом, который увидят во всем мире. Беседу вела Вита
РАММ.
-- Известно, что успешной карьере русских актеров в Голливуде мешает
неродной английский язык. Продюсеру из России, может быть, легче?
-- Да. Язык не является таким барьером, как для актеров. В США и особенно в
Голливуде никого не интересует, из какой ты страны. Туда приезжают со всего
мира. Главное, что ты умеешь делать. У меня есть вид на жительство и право
работать там. Плачу налоги на прибыль, что, на самом деле, приятно: значит,
прибыль есть. Но иногда то, что я из России, мешает. Хотел купить права на
экранизацию книги, а мне отказали. Владельцы прав еще не слышали, что
русские продюсеры могут быть успешными.
-- Что нужно, чтобы утвердиться в Голливуде?
-- В первую очередь, требуется наличие интересных замыслов и умение
воплощать их во что-то реальное. Продюсер инициирует фильм и отвечает и за
художественную, и за финансовую сторону. Есть разные продюсеры: одни мало
что понимают в творчестве, но зато умеют найти деньги. Бывает наоборот.
Тогда нужен опытный финансовый партнер. В последнее время образцом для
многих продюсеров являются братья Уайнстайны из Miramax. Они ищут по всему
миру талантливых людей, которые способны делать интересные фильмы.
-- Прав ли герой Стива Мартина из "Клевого парня", который утверждал,
что и в Голливуде фильмы снимаются за две с лишним тысячи долларов, а все
остальное -- гонорар звездам?
-- Бывает и так. Но если серьезно, в Америке существует много моделей кино.
Как ни странно, существует даже наша российская модель, когда все стараются
делать деньги в процессе производства. Но такие продюсеры в Голливуде долго
не живут. Большинство продюсеров не вкладывают свои личные деньги в
производство. Не надо иметь много своих денег -- надо иметь интересные
идеи, умение собрать людей и убедить инвесторов или дистрибьюторские
компании в том, что твой фильм принесет успех.
-- Как состоялось ваше знакомство с Роджером Корманом?
-- Я сознательно хотел с ним познакомиться, так как начинать дела в
Голливуде логичнее всего с него. Он классик малобюджетного кино. Я тоже
(смеется). Мне было ясно, что я могу ему предложить. Я хорошо себе
представляю, как можно в России снимать кино -- дешево и качественно.
Корман человек очень ясного коммерческого подхода. Я ему предложил снимать
в России или в других странах бывшего СССР. Иностранцы его не пугают. Он
много работал за границей, в том числе и в России. Управляя маленькими
бюджетами, он может больше себе позволить в плане риска. Мы обсудили разные
проекты. Через несколько месяцев Корман позвонил мне и сказал: "Вышел
"Гладиатор", и надо как-то воспользоваться успехом этого фильма". Так мы
сделали фильм "Гладиатрикс" (русское название -- "Арена". -- Ред.).
Безусловно, я понимал, что Корман будет пристально следить за тем, как я
работаю. Он послал своего человека присматривать за нами. Результат его
удовлетворил. Фильм хорошо продается. Корман понял, что получил фильм
лучше, чем рассчитывал.
-- После России тяжело было начинать все заново?
-- Быть продюсером в Америке совсем особое дело, потому что в этой
профессии абсолютно нет потолка. Пока я стою лишь на первой ступеньке
большой лестницы. А дальше будут другие фильмы с другими бюджетами, с
другим замахом. И все зависит только от тебя. Очень здорово делать фильмы,
которые потенциально может смотреть весь мир. А фильмы для всего мира, как
известно, снимают только в Америке. Впрочем, фильм может сниматься где
угодно. На самом деле, кинопроизводство сейчас очень активно уходит из
Америки, в частности из Калифорнии, и экономика теряет огромные деньги.
Сначала производство перебралось в Канаду, потому что там принято хорошее
налоговое законодательство. Примеру канадцев последовали и другие страны. И
вообще людям надоело смотреть на одни и те же улицы Лос-Анджелеса. Мир
разнообразен, но где бы фильм ни снимался, все равно мозговой центр
находится в Голливуде. Эту ситуацию бессмысленно пытаться поломать и
совершенно незачем.
-- Вы сейчас работаете с фильмами класса "Б". Когда перейдете в класс
"А"?
-- Думаю, через пару лет.
-- На русском материале?
-- Совершенно необязательно. Сейчас мне удобно работать на русском
материале, здесь я хорошо ориентируюсь, все знаю и могу делать вещи
дешевле. То, что будет выглядеть на пять миллионов долларов, я могу сделать
за два. Первый мой фильм был про Древний Рим. Готовятся съемки фильма в
стиле юношеского фэнтези -- про средние века. Сейчас буду снимать "Песни
Розы" -- картину о войне, которую, надеюсь, будут смотреть во всем мире.
Это история еврейской девушки из Нью-Йорка, которая накануне Великой
Отечественной войны приезжает в Белоруссию, в местечко, откуда были родом
ее родители, собирать еврейские песни. Она мечтает о мюзикле на Бродвее. На
следующий день начинается война. Она едва не погибает, знакомится с русским
солдатом... Режиссер этого фильма -- известный белорусский режиссер Михаил
Пташук. Последний его фильм "В августе 44-го" с успехом идет в кинотеатрах.
Я очень рад, что работаю с Михаилом Николаевичем. Он хорошо знает тему,
чувствует фактуру времени. Он очень талантливый и мощный человек и вместе с
тем очень податливый, реально мыслящий, в отличие, увы, от большинства
российских режиссеров.
-- На последнем "Кинотавре" Михаил Пташук публично обвинил продюсера
Владимира Семаго, что тот отобрал у режиссера право на окончательный
монтажный вариант. В наше время для России достаточно типичен спор
режиссера с продюсером...
-- В России все-таки отношение к продюсеру странное. Приходится бороться с
режиссером, который воспринимает тебя либо как цензора из старого Госкино,
либо как лоха с деньгами. Таковы даже молодые режиссеры. Для меня не
вопрос, кто является автором фильма. В американской системе режиссер --
наемный работник. По-другому и быть не может.
-- У нас за фильм отвечает все-таки режиссер...
-- Знаю, но я не собираюсь больше работать по этим законам. Для меня вопрос
ясен: если режиссер хочет работать по законам советского кино, то
пожалуйста. Но без меня.
-- Когда начнутся съемки "Песен Розы"?
-- В августе. В главной роли американка Нора Зетнер. Ей 22 года, восходящая
звезда (среди других ее проектов -- молодежная комедия "Американский
пирог-2". -- Ред.). В роли русского офицера -- Юрий Колокол. Так он
себя называет в Америке, полная его фамилия Колокольников. Он сыграл "В
августе 44-го" -- помните партнера Евгения Миронова? Он хороший, фактурный
артист и к тому же практически без акцента говорит по-английски, так как
пять лет жил в Канаде. Фильм будет сниматься на английском языке с
последующим дубляжом на белорусский, русский и так далее. Режиссер будет
общаться с актерами через переводчика.
-- Каков бюджет вашего нового проекта?
-- Нужно отдавать себе отчет, что хоть нам и будет помогать белорусская
армия, это будет небольшой фильм. Не "Спасение рядового Райана". Все мои
фильмы не выходят за рамки миллиона долларов. Они не выходят в кинотеатрах.
Они продаются на видеокассетах и на телевидение. Но, возможно, "Песни Розы"
и будут иметь свою прокатную судьбу.
-- Что для этого необходимо?
-- 25 миллионов долларов. Столько стоит рекламная кампания фильма,
выходящего в кинотеатрах. Поэтому все меньше и меньше фильмов выходят в
кинопрокат и все больше -- на видео и по телевидению. Сколько раз можно
сходить в кино -- раз в неделю, не чаще. А фильмы смотрят каждый день, и
потому так популярны в мире видеопрокаты. Фильмы, которые рассчитаны только
для видео, используют другую стратегию. Вложения в рекламу меньше, но
главная цель -- попасть на полку. По всем развитым странам стоят сети
видеотек. Самая большая сеть -- "Блокбастер". По всей Америке в этой сети
стоят на полках одни и те же фильмы. Но с сетью договориться очень трудно,
она берет кинопродукцию не у всех дистрибьюторов. Поэтому я, как продюсер,
хочу работать с той компанией, у которой есть договор с сетью "Блокбастер".
У Кормана есть свое место на полке.
-- Со Спилбергом еще не познакомились?
-- Мы с ним пока находимся в разных весовых категориях. Мне не нужны
знакомства с людьми, которые заведомо не будут со мной работать. Я думал,
что Роджер Корман будет со мной работать, и потому познакомился с ним.
Бессмысленно, на мой взгляд, стремиться к знакомствам, которые ни к чему не
приведут. Я познакомлюсь со Спилбергом тогда, когда у меня будет что ему
предложить.