Зиновию Гердту исполнилось бы 85 лет
21 сентября 2001 г.
В актерском мире он стал тем самым природным явлением, про которые говорят: "Нарушает все законы физики". Открывший Гердта для большого кино в фильме "Фокусник" режиссер Петр Тодоровский вспоминает одно из последних интервью артиста, когда он уже сильно болел, и казалось, что съемочная группа приехала напрасно.
Петр Тодоровский, режиссер: "Когда сказали "Мотор!", в нем проснулся артист, болезнь ушла, он преобразился, стал говорить в камеру".
Его первые зрители подсмеивались над похождениями Паниковского в "Золотом теленке" и не подозревали, что вот с этой послевоенной хромотой - следствие ранения в ногу - к ним пришел по-настоящему большой актер. Это его лицо они увидели впервые, когда Зиновию Ефимовичу было за 50. Но голос актера к тому времени уже сделал карьеру: конферансье из театра Образцова был звездой мирового масштаба, а многие герои иностранных фильмов так запомнились нашему зрителю именно потому, что их озвучивал Гердт. В 1968 году голос и образ наконец-то соединились.
Татьяна Правдина, вдова З.Е.Гердта: "Вероятно, потому он и достигал планки в искусстве, что никогда доволен не был и иногда очень редко говорил: "В этот раз, кажется, пристойно".
Маленькому худенькому актеру почему-то все время было тесновато. Ему не давали прохода на улицах, а он был недоволен своей игрой. Когда ждали, что он придет и всех насмешит, Гердт вдруг читал пронзительные стихи Пастернака. Его отстраняли от ведения "Кинопанорамы" за непозволительные тогда на телевиденье "я думаю" и "я считаю", а он размышлял над природой таланта Чуриковой и Чаплина. И оставил нам так и неразгаданную загадку таланта Гердта, который даже маленькую роль мог превратить в страницу большого кино.