Режиссеры ленивы и нелюбопытны
24 января 2002 г.
С 28 января по 1 февраля в Госфильмофонде России в шестой раз пройдет
фестиваль архивного кино "Белые Столбы". И если большинству кинофестивалей
приходится искать баланс между коммерческим кино и "кино не для всех", то
фестиваль в Белых Столбах может позволить себе редкую роскошь:
сосредоточиться на удовольствиях для киногурманов, оценить которые в полной
мере смогут прежде всего профессионалы -- критики, киноведы, актеры,
режиссеры. Сверхзадача организатора фестиваля заместителя директора
Госфильмофонда Владимира Дмитриева -- "стать для молодых российских
режиссеров тем же, чем была Парижская синематека Анри Ланглуа для
режиссеров "новой волны". Нынешние же российские кинематографисты ленивы,
нелюбопытны и смотрят лишь "плохие видеокопии". Пока они не ликвидируют
свою кинематографическую безграмотность, желательно без помощи
видеотехники, о хорошем кино нечего и мечтать. Дмитриев надеется, что
"новая волна" в российском кино не за горами. Однако будут ли ее творцы в
числе зрителей на фестивале "Белые Столбы", пока неясно.
Хотя фестиваль архивного кино и рассчитан на профессионалов, рамками
узкопрофессионального мероприятия он не ограничивается. Это неудивительно:
в коллекции Госфильмофонда, насчитывающей 60 тысяч фильмов, хранится
столько шедевров и любопытных редкостей, что любой неравнодушный зритель
найдет для себя что-то интересное.
Как всегда, большая часть программы отведена под редкие архивные ленты.
Названия программ звучат интригующе. "Великие столетия" отдадут дань
великим кинематографистам прошлого, которым в этом году исполнилось бы сто
лет, -- Любови Орловой, Эрасту Гарину, Леониду Траубергу, Чезаре
Дзаваттини, Уильяму Уайлеру. Будем надеяться, что применительно к юбиляру
Лени фон Рифеншталь частица "бы" не потребуется, и она отпразднует свое
столетие 22 августа 2002 года в добром здравии -- как запланировано,
премьерой нового фильма. Фестиваль же отметит ее приближающийся юбилей
показом романтической фантазии "Голубой свет" (1932) -- в своем
режиссерском дебюте Рифеншталь выступила и как исполнительница главной
роли. Другие тематические циклы -- "Расовые проблемы", "Китай близко?" (в
рамках этой программы будет показан пропагандистский "Красный женский
батальон", снятый в 1970 году), "Мы их глазами". Любопытно будет
познакомиться со взглядом американцев на Россию в фильме 1943 года "Миссия
в Москве": он оказался настолько комплиментарным, что позднее сценарист
этой картины попал в "черные списки" эпохи маккартизма. Но самой интересной
и провокационной обещает быть программа "В поисках сексуальной
толерантности". На фестивале покажут немецкую картину Рихарда Освальда
"Иначе, чем другие" (1919), считающуюся первым в истории кино игровым
фильмом о гомосексуалистах. Главную роль гомосексуалиста, который
становится жертвой шантажа, сыграл великий актер Конрад Фейдт -- сомнамбула
из классического "Кабинета доктора Калигари" Роберта Вине. А также зрители
получат уникальную возможность сравнить два фильма американского классика
Уильяма Уайлера (известного у нас в основном по "Римским каникулам") --
"Эти трое" (1936) и "Детский час" (1961). Оба фильма сняты по знаменитой
пьесе Лиллиан Хеллман "Детский час", но в первой экранизации
гомосексуальный конфликт заменен банальным любовным треугольником. И лишь
25 лет спустя Уайлер решился показать на экране влечение героини Ширли
Маклейн к очаровательной учительнице в исполнении Одри Хепберн. И хотя сама
Маклейн, отвечая пару лет назад на вопрос вашего корреспондента, сожалела о
том, что Уайлер снял лесбийскую любовь далеко не так откровенно, как ей
хотелось, "Детский час" занял свое место и в истории кино, и в истории
нравов.
Но архивными радостями дело не ограничится. Откроется фестиваль новым
фильмом Сергея Овчарова "Про Федота-стрельца, удалого молодца", снятым по
мотивам фольклорной стилизации Леонида Филатова. Даст бог, на открытии
появится не только съемочная группа, но и автор сказа. Ожидает зрителей и
трагическая премьера фрагментов фильма, который никогда не будет окончен.
Режиссер Алексей Балабанов представит около сорока минут смонтированного
материала из картины "Река", съемки которой были остановлены в связи с
гибелью исполнительницы главной роли.