Спайк Ли представил себя блестящим рассказчиком о "черном" Нью-Йорке
3 февраля 2003 г.
Компания "Премьер Мультимедиа" выпустила на видео фильмы "Толкачи" (Clockers) и "Ночь страшного суда" (Judgement Night).
"Толкачи". Режиссер - Спайк Ли. В ролях - Мехи Пфайфер, Харви Кейтель, Джон Туртурро. Молодой наркодилер Страйк (Пфайфер) мечтает подняться в преступной иерархии и уйти с уличных скамеек, на которых он продает крэк и кокаин своим клиентам. Наставник Страйка, Родни, готов оказать ему содействие, но для этого молодому человеку необходимо убить другого дилера, составлящего для преступников серьезную конкуренцию и по совместительству работающего ночным менеджером в ресторане. В итоге менеджер оказался убит, но с повинной в полицию явился старший брат Страйка - отец двоих детей, отличный работник и образцовый семьянин.
Дело об убийстве поручено вести детективам Рокко Клейну (Кейтель) и Ларри Мазилли (Туртурро). Опытные полицейские уверены, что истинным убийцей является Страйк, однако вывода расследования оказались совершенно неожиданными.
В фильме Спайка Ли есть труп и два подозреваемых, однако "Толкачей" ни в коем случае не стоит считать детективной историей. Сюжет со смертью наркодилера является лишь канвой для детального раскрытия быта одного из "черных" кварталов Нью-Йорка. Человеку, никогда не бывавшему в Бронксе или Бруклине, судить о достоверности рассказов Спайка Ли проблематично. Однако не признать этого режиссера блестящим рассказчиком невозможно. Темы массовой преступности и повсеместного распространения наркотиков Спайк Ли раскрывает самыми тривиальными методами, но получается у него это совсем нетрививально.
Американских кинематографистов Нью-Йорк занимает не меньше, чем российских занимает Москва или Санкт-Петербург. В огромном потоке фильмов, снятых в Нью-Йорке немногим удалось найти особую нишу и создать на экране атмосферу, разительно отличающуюся от мейнстримовой продукции и гламурных представлений об одном из знаменитейших городов мира. На этом поприще помимо Спайка Ли сумели преуспеть Амос Коллек ("Сью", "Еда и женщины на скорую руку", "Влюбленная Куини") и Пол Остер ("Дым", "С унынием в лице").
"Ночь страшного суда". Режиссер - Стивен Хопкинс. В ролях - Эмилио Эстевес, Куба Гуддинг-младший. Добропорядочный отец и муж Фрэнк Уайт вместе со своими холостыми друзьями отправился на боксерский матч. По дороге любители бокса попали в дорожную пробку и вынуждены были попытаться сократить путь через прилежащие кварталы. Указанные кварталы на поверку оказались ужасным местом, переполненным мусором, уличными бандами и напрочь лишенным полиции и каких-либо признаков цивилизации. В столь неприглядном месте Фрэнк и его приятели стали свидетелем убийства. В результате им пришлось принимать все возможные меры, чтобы выйти из квартала живыми.
Главный злодей в "Ночи страшного суда" оказался уж очень гротескным, однако непосредственно во время просмотра фильма обращать на это внимание не хочется. Потому что динамика у Хопкинса получилась очень хорошая, да и положительные герои вышли весьма реалистичными. В отличие от работ Спайка Ли "Ночь страшного суда" не претендует на анализ социальной и демографической ситуации в неблагополучных кварталах, а потому выглядит добротным повествованием.