ОСНОВНЫЕ ИНСТИНКТЫ: в кино всегда есть место сексу?
10 февраля 2003 г.
10 февраля 1992 года на экраны кинотеатров вышел фильм Пола Верховена "Основной инстинкт", принесший громкую славу актрисе Шэрон Стоун и ее чудесному тесаку для колки льда.
Картину ожидал ошеломляющий успех. Зрители пищали от восторга, фантазируя на игристые темы эротического характера.
А последствия выхода "Основного инстинкта" в массы наступили незамедлительно и застали многих врасплох.
Домохозяйки с грустью обнаружили, что мужчины сходят с ума не от прилежных жен, заботливо хлопочущих по хозяйству, а от сексуально взбудораженных нимфоманок, норовящих заколоть их во время оргазма.
Началось массовое безумие... И, наверняка, цистит.
Женщины скидывают трусики, отправляясь на щекочущие нервы прогулки в пышно развевающихся юбочках, фривольно раздвигают колени, как бы не замечая мужчин, случайно усевшихся напротив них в вагоне метро. Мужчины же, ударившись во все тяжкие, окончательно определились в том, что самой привлекательной, непознанной и вкусной может оказаться лишь гиперсексуальная стерва и женщина-вамп. Остальные годятся только на роль жены.
КИНОШНЫЕ СТРАСТИ
А в кинематографе начинается новый виток откровенного кино. Кинематографисты поняли, что самый простой и верный путь завоевать популярность - это делать ставки на основные инстинкты, присущие каждому - а именно: секс и агрессия.
Режиссеры массово используют яркие образы, сексуально дразнящие зрителей. Им, режиссерам больше, чем кому-либо известно: продукт его творчества, фильм, является некой разрядкой, причем - не только для него самого.
Зритель проецирует на экран собственные комплексы и вытесненный материал многострадальной психики, а когда режиссер, как меткий стрелок, попадает в эти комплексы, в ход идет энергия самого зрителя, смотрящего картину. Зритель разрешает себе "прожить" то, чего не может испытать в реальной жизни.
А поскольку основные, неизбежно приобретенные комплексы, у большинства так или иначе связаны с сексом и насилием, эротика и агрессия на экране все сто процентов "включают" зрителей, вызывая неподдельный живой интерес к картине.
Если картина пользуется массовым успехом, значит, режиссеру удалось затронуть спектр комплексов, присущий большинству. А настоящее кино должно быть снято предельно откровенно, с максимальным выплеском собственных комплексов режиссера.
Впрочем, многие творцы о таких вещах не задумываются, и за них этим с успехом занимается не так давно возникшая наука под названием синемалогия.
Именно она подробнейшим образом анализирует и просчитывает, как именно на зрителей повлияет то или иное кино. А самыми беспроигрышными всегда остаются фильмы, изобилующие насилием и сексом.
ДАЕШЬ ПОРНО!
Усвоив эти простые и безотказные правила воздействия на зрителя, некоторые режиссеры пошли по самому простому пути, начав незримое соревнование друг с другом: кто же покажет больше обнаженки, инверсий и порно. Да, да, именно порно.
И теперь уже в игровом кино появились половые акты крупным планом, снятые так с одной-единственной целью - чтобы никто не заподозрил постановочности действа. А зрители ломятся в кинотеатры ради этих коротеньких эпизодиков.
Так, во французский фильм "Пола Икс" режиссер вставил внушительный эпизод с реальным сексом, причем, по сценарию это были брат и сестра. "Вперед к натурализму!" - кинул клич Триер и снял серьезное глубокое кино "Идиоты" со вставкой бесцеремонной сцены группового секса.
Другие пошли дальше и сделали все свои ставки на пресловутый инстинкт. Появился новый негласный лозунг – выдвинем порнографию на ступень искусства.
Из картин подобной тематики особо отличились фильмы "Трахни меня" и "Киска с двумя головами".
Вот уж где пытливый зритель мог потребить жестокий забродивший коктейль из агрессии и порно.
С МЕНЯ ХВАТИТ!
Но всему когда-то приходит конец. Зрители постепенно насыщаются недозволенными ранее "запретными плодами".
У кого-то эти "плоды" вызывают понос и рвоту - и на одну лишь обнаженку заманивать народ в кинотеатры становится все сложнее и сложнее.
Оказывается, зрители жаждут настоящих чувств и совсем даже эстетических удовольствий.
К примеру, на показе совсем нового фильма "Кен парк", ставшего скандальным из-за обилия запредельно откровенных сцен, можно было обнаружить, что наши зрители даже к великим непристойностям относятся спокойно и с зевотой наблюдают за происходящим.
А вид занимающегося онанизмом парня, который при этом душит себя и наблюдает за ритмично прыгающей теннисисткой на экране телевизора, по всей видимости, заинтересовал лишь тех, кто увлекается чем-то подобным. Бедная Аня Курникова - ей такое кино лучше не смотреть!
Режиссер позаботился о том, чтобы удовлетворить любопытство, показав все от начала до конца живьем, не останавливаясь на крупном плане. Но это случай, можно сказать, клинический.
А ЧТО ТЕПЕРЬ?
Теперь основной инстинкт в кино задействуется намного мягче и тактичнее, например, в фильмах "Роковая женщина" и "Миранда со льдом".
Некоторые режиссеры обожают надрывные страсти и, надо заметить, подобные картины могут волновать и заставлять неровно дышать лишь тогда, когда они пропущены через реальные чувства самого режиссера, а любой зритель ощущает это интуитивно.
Из удачных картин, основывающихся на испепеляющей страсти, стоит вспомнить фильмы "Дискосвиньи" и "Мой брат Том".
Даже инверсии и отклонения от общепринятых стандартов стали показываться на экране мягче и нежней.
Некоторые из таких картин признаны настоящими жемчужинами в мировом кинематографе: "Пианистка", "Остров", "Кинопроба".
Скандальный режиссер Катрин Брейя, специализируясь на съемках эротических фильмов, прошла долгий путь от "Романса" до "Интимных сцен" и в результате пришла к выводу, что и к порно в кино можно относиться весело и играючи.
И как бы режиссеры не испытывали зрителей все новыми экспериментами в области кинематографии, мы будем послушно реагировать и попадаться в ловушку основного инстинкта.
Только заводить в эту ловушку и, вообще, заводить нужно не в лоб с солдатской прямотой, а исподволь и постепенно – как в жизни.