"Банды Нью-Йорка": романтичная ода Америке
25 марта 2003 г.
Жанр: Историческая сага
Продолжительность: 168 минут
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Дэниэль Дей Льюис, Кэмерон Диаз
Дистрибьютор: кинокомпания "Парадиз"
1860 годы. Нью-Йорк, тонущий в беспределе бандитских разборок, терзаемый беззаконием, утопающий в крови. В честь своего шестидесятилетия Мартин Скорсезе скрупулезно воссоздал неспокойную клокочущую атмосферу зарождающейся Америки и снял широкомасштабную историческую оду, восхваляющую и славящую Нью-Йорк. Мартин Скорсезе - великий режиссер и один из тех немногих, кто может с пользой потратить 100-миллионный бюджет картины, не превратив ее в калейдоскоп спецэффектов. При всей грандиозности происходящего на экране, ему удается обратить основное внимание зрителей на простую историю маленьких людей, попавших в круговорот истории. Без сомнения, режиссер воспевает Америку, но делает это в мягкой форме, пропуская историю страны через личную трагедию индивидуума.
Романтическая история, наивная до безобразия, врезается в великие исторические события. Немыслимые массовки в тряпье, впечатляющие декорации, старинные корабли - все подчинено одной лишь цели - создать мир, который упадет к ногам отважного героя Амстердама (Леонардо Ди Каприо), юного сорванца, приехавшего в Нью-Йорк и движимого единственным желанием - отомстить за смерть отца. Весь фильм пронизан бандитской романтикой: отъявленные убийцы свято блюдут собственный кодекс чести.
| |
По существу, сюжет картины сводится к психологической дуэли Амстердама с главным бандитом района "Пяти улиц" Нью-Йорка Биллом Мясником (Дэй-Льюис), когда-то убившим благородного священника, единственно достойного человека среди множества его жертв. Чтобы избавиться от угрызений совести, Мясник сам выкалывает себе глаз, вешает на стену портрет священника и каждый год в вакханалии разврата отмечает день его смерти. И тут появляется храбрый мальчишка, сын священника. С пеной мести на губах он втирается в доверие прожженного бандюги. Попутно Амстердам влюбляется в подружку Мясника, гениальную воровку Джейн (Кэмерон Диаз).
Странно не то, что режиссер ограничивается столь бесхитростным сюжетом, а то, как он превращает его в захватывающее действие, от которого невозможно оторваться в течение трех часов.
Ожившее приключение не отпускает тебя, прочно захватывая в тиски безыскусной наивностью и неподдельной достоверностью. В меру костюмно, в меру чувственно, в меру кроваво. Все как надо, включая актеров. Ди Каприо удивительно подходят роли шаловливых мальчишек с храбрым сердцем и нескончаемой жаждой приключений. Он обаятелен, лохмат и психологически правдоподобен. Он по-прежнему смотрит в зал взглядом, пронзающим чувствительных девиц до самых пяток. К счастью, в облике Ди Каприо на этот раз отсутствует слезливая сентиментальность. Но по-настоящему хорош в этой картине, конечно, Дей Льюис, номинировавшийся за эту роль на "Оскара". И хотя академики предпочли Дей Люьису Эдриана Броуди, Мясник все равно останется одной из лучших его ролей. Он производит впечатление настоящего учителя, стоящего рядом с Ди Каприо.
| |
Мартин Скорсезе проводит нас через полчища голодных ирландцев, спускающихся на американскую землю и немедленно отправляющихся на другом корабле воевать за чужую страну, бессловесную толпу неряшливых полуголодных граждан, и в конце выводит к апогею всеобщего безумия, когда личная месть поглощается трагедией всего города. Два бандита жаждут крови друг друга, а гнетущая власть имущих топит в крови целый город замученных и безвольных, в отчаянье решившихся поднять бунт. Так рождался Нью-Йорк, из судеб маленьких людей, на их крови и костях создавалась история страны...
Елена Беликова