"Пианист": польская рулетка
24 апреля 2003 г.
"Hо стреляя друг в друга, я прошу не попасть в пианиста,
Их так мало осталось на этом мятежном веку..."
Андрей Макаревич "Воды нашей реки"
Длинные тонкие пальцы касаются клавиш фортепиано. Слезой полился ноктюрн Фридерика Шопена, заструился в до-диез миноре. Это для польского радио играет Владислав Шпильман...
"Стоп! Снято!" - резюмирует Роман Полански.
Фильм польского режиссера про польского пианиста под бессмертную музыку польского композитора, получивший Золотую пальмовую ветвь на Международном кинофестивале в Каннах, самые престижные "Сезары" и главные "Оскары", призы Британской киноакадемии за лучший фильм года и режиссерскую работу, выделяется среди всех кинопроектов последнего времени и достоин высших похвал.
Выделяется, потому что он творение неординарной и культовой личности, Романа Поланского. Достоин высших похвал, потому что достоин, и всё тут. Вот так вот, без всяких вступлений говорю: "Пианист" - ярчайшее кинособытие прошедшего года.
1939 год. Владислав Шпильман – известный пианист, играет в Варшаве для польского радио, гастролирует по всему миру со своими концертами, широко известен и пользуется популярностью у прекрасного пола. Он еще не знает, что вскоре сможет вызывать музыку, не касаясь пальцами черно-белых клавиш. Это предыстория. А вот Роман Поланский начинает свой рассказ...
По варшавской улице марширует отряд немецких солдат. Начищенные сапоги отбивают страшно идеальный ритм, отутюженные кители, блестящие пряжки - марш смерти заставляет людей выглядывать из окон, а мальчишек на улице застывать с открытыми ртами. В Варшаву пришла Смерть.
Она, как чума Камю, поделила город на 2 части. В одной убивают - это гетто. В другой пытаются терпеть - это "зал ожидания". Где-то посередине бегает безумная женщина и ищет некого Исаака Шамана, старичка с седой бородкой.
Владислава Шпильмана определили в гетто, туда, где чаще умирают...
| |
Полански, для которого исследования человеческой психики в критических ситуациях являются чуть ли не самым актуальным вопросом в его работах, снял кино не про гонения евреев во время второй мировой. Он опять показал поведение человека, на этот раз пианиста, в смертельно опасной обстановке. Ранее были "Отвращение", "Жилец", "Ребенок Розмари", сейчас –"Пианист".
Во всех перечисленных картинах сознание и тело простого человека борются с неким "заговором", смертью, непонятной и ужасающей силой. И на этот раз фаталист-режиссер раскрутил рулетку судьбы, колесо удачи для Владислава Шпильмана.
Теперь пианисту не на кого положиться. Кто-то ждет, "когда придут русские и все дерьмо из немцев выколотят", кто-то берет винтовку в руки и идет на смерть ради свободы, Шпильман судорожно хватается за тончайшие нити жизни. Что может противопоставить Злу музыкант?
"Пианист" - фильм Поланского. Этим сказано многое. Фатальный страх, пугающая музыка, безупречная режиссура и детали, детали, детали. Смешные, страшные, шизофреничные.
Обратите внимание на танец евреев под дулами немецких автоматов. Нечеловечески ужасное зрелище может заставить улыбнуться. Так снимает только Полански: десятками дублей одни и те же безумные сцены. Причина этому одна. Более шести десятков лет назад в Кракове одного из мальчишек, наблюдавших за взводом немецких солдат, звали Рома Полянски. Этого паренька, как и Владислава Шпильмана, выбрало гетто.