"Чемоданы Тульса Люпера. Часть 1": фантасмагория в квадрате
8 июля 2003 г.
The Tulse Luper Suitcases, Part 1. The Moab Story Россия / Венгрия / Испания / Италия / Великобритания / Голландия, 2003, 125 мин. Режиссер: Питер Гринуэй Сценарий: Питер Гринуэй В гл. ролях: Валентина Черви, Дж.Дж. Фельд, Таня Муди, Йорик Ван Вагенинген, Йорди Моллья
Более чем странное кино. В Москве, в Каннах, на всех фестивалях зрители испытывали недоумение, смятение от нахлынувших картинок и полной свободы режиссерского самовыражения. На экран выплескиваются самые смелые образы, от стихийно сумбурных, до глубоко философских и закодированных в знаки. Внятная история в привычном понимании практически отсутствует, и все же общий ее смысл можно постараться уловить.
В "Чемоданах Тульса Люпера" прослеживается вся жизнь самого Люпера, известного как первооткрывателя урана, писателя и создателя многочисленных проектов в области живописи, кино и театра. Почти вся жизнь героя прошла в тюрьмах. От первого заключения в отцовском сарае до падения Берлинской стены Тульс Люпер кочевал по тюрьмам разных стран, превращая свои отсидки в праздник философии, рассматривая их как своего рода свободу. Режиссер же в свою очередь представляет нашему вниманию на редкость фривольную интерпретацию жизни своего героя. Одними из главных героев в рассказе становятся чемоданы, из которых маэстро Гринуэй достает все, что его душе угодно: от разнообразной рыбы до лягушек и прочей всячины, а так же определенный набор вещей, посредством которых человек познает мир - в их число входят младенец, телефон, духи, видеокамера и еще много всякого неожиданного.
В некоторых моментах творение Гринуэя каким-то магическим образом запараллеливается с триеровским "Догвиллем". Поразительно, что двух таких разных режиссеров практически одновременно потянуло к использованию элементов театра в кино. Триер, конечно, более тяготеет к минимализму, а Гринуэй - к странной сногсшибательной образности, но магия божественного искусства под названием театр появляется у обоих.
Питер Гринуэй - это кино в абсолюте, без пояснений и разжевываний. Это картина для подкованных профессионалов, способная повергнуть неискушенного зрителя в замешательство. Вряд ли кому-нибудь удастся до конца расшифровать весь поток нескончаемых символов, воплощенных в чистом кинематографе. Кино Гринуэя поражает своей необычностью, временами режет глаз непривычностью и намеренным несоблюдением общепринятых законов зрительского восприятия. Великий Гринуэй не умещается в рамках одного экрана. Он углубляет, расширяет размножает его живое поле, ежесекундно обрушивая море как визуальной, так и литературной информации. Несмотря на глубоко запутанный философский, культурный, религиозный и прочие смыслы, режиссер остается предельно откровенным и чувственным: без всякого стеснения он демонстрирует на экране эротику и насилие, доводя привычные клише до уровня высокого искусства. И не ждите простого повествования и причинных связей. Кажущаяся хаотичность и чистая абстракция постепенно выстраивается в некую историю, причем происходящую не на экране, а в голове у зрителей, каждый из которых видит ее по-своему.