"Накойкаци": куда мы спешим?
18 июля 2003 г.
Naqoyqatsi
Режиссёр: Годфри Реджио
Исполнительный продюсер: Стивен Содерберг
Композитор: Филип Глас
Виолончель: Йо-Йо-Ма
В переводе с языка племени Хоппи название фильма означает "война - это образ жизни". Фильм вошел в знаменитую трилогию "Каци", снятую Годфри Реджио, человеком, проведшим 14 лет в молчании и молитвах. Первым фильмом трилогии стал "Koyaanisqatsi" - что означает "беспорядочная жизнь на грани распада", вторым - "Powaqqatsi" - "жизнь в трансформации".
Документальный кинотранс Накойкаци - это новый стиль в кино. И то обстоятельство, что "Накойкаци" вышел в прокат и демонстрируется на большом экране - само по себе событие феноменальное, кричащее о грядущих изменениях всего кинематографа. Кино это документальное и представляет собой череду сменяющихся образов, объединенных единым пессимистическим настроением стремительно приближающегося конца света. На премьеру фильма в "Киноплексе" зрители пробирались в зал с большим недоверием, занимая места преимущественно ближе к выходу: "Да ладно, минут пять-десять посмотрим для галочки".
Весь фильм построен на динамике и движении. Нет статичных кадров и долгих планов, все несется, бежит. Одним из излюбленных и часто повторяемых приемов стал крутящийся, засасывающий спецэффект "попадания в трубу". Юмора в картине маловато: смотришь и понимаешь, что смеяться не над чем. Напротив, самое время хоть на миг остановиться и призадуматься о вечном - к чему же катится человечество. Мысль промелькнет, вот только остановиться не удастся - бежать, нестись куда-то вперед по привычке. Одним из главных достоинств картины можно назвать стремительный смысловой монтаж, превращающийся в руках режиссера в умелое орудие воздействия. В одном кадре улыбающаяся красотка с вожделением откусывает гамбургер, а в следующем появляется крест, недвусмысленно указывающий на результат навязанного счастья. Спортсмены с прямолинейными лицами несутся к мнимым успехам, военные с родными нам красными звездочками тупо маршируют, и лишь размноженные младенцы на фоне бегущих звезд с неподдельной искренностью смотрят в зал, символизируя человечество, слепо несущееся в неведомое будущее.
В фильме отсутствует сюжет - это просто история без "истории". Зато есть целый мир - холодный, технологичный, компьютеризированный, погружающий зрителей в микросхемы и виртуальную реальность. Режиссер высказывает свое резко отрицательное отношение к стремительно совершенствующемуся миру новейших технологий и мнимых достижений. Человеческие скелетики качаются как маятники, восторженные фотографы и публика рукоплескают искусственным людям-манекенам, в калейдоскопе мелькают знаменитости этого мира - от Эйнштейна до Садама Хусейна и принцессы Дианы, и на все это с тоской посматривает знаменитая овечка Долли. Все эти образы беспрепятственно проникают в сознание зрителей и выстраиваются в невербальную субстанцию, имеющую вполне ощутимое энергетическое тело. А, выйдя из кинотеатра, человек попадает в мир, раны которого с такой скрупулезностью демонстрирует индийский режиссер.
Елена Беликова