Венецианское кружево
4 августа 2003 г.
Объявлена программа Венецианской Мостры - старейшего в мире кинофестиваля, который с 1932 года является законодателем мод в самом что ни на есть "высоколобом" авторском кино.
Кризис фестивального движения, ставший очевидным во второй половине 90-х годов, больнее всего ударил по Венеции и Берлину (на Канн хороших фильмов все-таки набиралось).
Берлин превратился в рекламную площадку для европейских премьер, а Венеция стала отстойником для амбициозных и бесталанных имитаторов.
Удивительно, что достаточно было скрестить многолетнего директора Берлинале Морица де Хадельна и Венецианский фестиваль (это неожиданное назначение состоялось в прошлом году), как дела пошли на лад.
Де Хадельн избавился от своих берлинских недостатков (он уже не включает в конкурс американские блокбастеры), а Венеция словно встряхнулась и вспомнила о том, что авторское кино необязательно должно быть тошнотворно скучным.
Итак, о программе.
Сверхсенсаций не состоялось.
После каннского провала этого года много писали о том, что у Венеции появился реальный шанс стать фестивалем номер один.
Если бы в программе значились еще два фильма, а именно "2046" Кар-вая Вонга и "Убить Билла" Квентина Тарантино, так бы оно и было.
Но эти режиссеры опоздали (а может быть, и не торопились) закончить свои фильмы к 27 августа, когда начнется 60-й юбилейный Венецианский кинофестиваль.
И все же будет на что посмотреть.
В конкурсе это прежде всего новые фильмы мексиканца Алехандро Гонсалеса Инарриту (известный по "Суке-любви" режиссер на этот раз представит картину "21 грамм" с Шоном Пенном), француза Бруно Дюмона (обладатель каннских призов за "Человечность" покажет "Двадцать девять ладоней" с Катей Голубевой) и малазийца Цая Мин-Ляна (обладатель "Золотого льва" за "Да здравствует любовь!" и автор нежной и пугающей "Дыры" привезет в Венецию фильм "До свидания, гостиница Дракона").
Ну и конечно посетителей Мостры ожидает традиционное удовольствие -- новый фильм Такеши Китано ("Затойчи"), который не обиделся даже на то, что в прошлом году здесь не наградили его "Кукол", и остался верным Венеции, где в 1997 году удостоился "Золотого льва" за "Фейерверк".
Признанные классики -- Маноэль де Оливейра, Маргарет фон Тротта, Марко Белоккио -- на этот раз скорее сыграют роли статистов.
Для экзотики добавлены фильмы из Ливана, Сербии, Южной Кореи.
А сюрприза в конкурсе нашей публике следует ожидать прежде всего от "Возвращения" Андрея Звягинцева -- этот дебютант, ранее засветившийся лишь отдельными эпизодами в сериале "Черная комната", неожиданно для всех в одночасье превратился едва ли не в самого востребованного на фестивалях российского режиссера.
Что ж, посмотрим -- поговорим.
Читать список внеконкурсной программы Венеции в этом году -- удовольствие, сравнимое с чтением списка гомеровских кораблей.
Пожалуйста: "Мечтатели" Бернардо Бертолуччи, "Невыносимая жестокость" братьев Коэнов, "Развод" Джеймса Айвори, "Что угодно, только не это" Вуди Аллена (этой картиной фестиваль и откроется), "Лига удивительных джентльменов" Стивена Норрингтона (известного по "Блейду" и "В последний момент"), "Однажды в Мексике" Роберта Родригеса, "Спичечные человечки" Ридли Скотта...
А ведь есть еще параллельный конкурс нонконформистского кино "Против течения", в котором представят свои новые работы классик Рауль Руис, японский вундеркинд Казуеши Кумакири (автор "Большого праздника демонов" -- самого жестокого фильма всех времен и народов), многообещающая София Коппола и иранец Бабак Пайами, на мой взгляд, входящий в десятку лучших режиссеров мира.
Пока рано петь хвалу де Хадельну, но, судя по программе, ему наконец-то удалось соткать прихотливый узор, в котором авторское кино, творческие эксперименты, мейнстрим, "новая искренность" и экзотика сочетаются правильным и единственно возможным образом, который и делает кино одним из самых жизнеспособных искусств на сегодняшний день.