Пианистка перед апокалипсисом: не до глупостей?
1 сентября 2003 г.
Время волков (Le Temps du Loup)
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Изабель Юппер, Беатрис Далль, Патрис Шеро, Оливье Гурме,
Серж Рябукин, Морис Бенишу, Люка Бискомб
Продолжительность: 113 мин.
Год назад Михаэль Ханеке потряс мир сгустком концентрированной эмоциональности и изощренной страсти в картине "Пианистка". Изабель Юппер блистала, зрители проникали в уголки болезненных фантазий и упивались чужими страстями.
"Пианистка" была лакомым кусочком ММКФ 2002. Но в этом году показ новой картины Михаэля Ханеке "Время волков" с участием все той же великолепной Изабель Юппер прошел на ММКФ без особого ажиотажа. Тех, кто спешил поглазеть на очарование актрисы и новые эмоциональные всплески, режиссер разочаровал в первую очередь.
Если осмелиться предположить, что предыдущую свою картину Ханеке снимал в состоянии маниакального восторга, то последняя его работа явно пришлась на пору крутой депрессии. Мрачно все. Кто на экране - Изабель Юппер или любая другая девушка, временами разобрать просто невозможно. Чужая душа - потемки, добрая половина фильма - тоже. Может, на съемках отказывало электричество?
На самом деле, подобные потемки и всеобщая угнетающая атмосфера на экране - всего лишь авторский прием, обусловленный тематикой картины. Что может быть кроме утрированного пессимизма и безысходной тяжести, когда речь идет о времени волков. Само название картины навеяно германской поэмой XII века и буквально переводится как "время перед концом света".
Что Ханеке и удалось донести до зрителей идеально – так это состояние людей, готовящихся к апокалипсису. Тоскливо, холодно, страшно от душевной сырости и безграничного безверия в компании с паникой струящейся с экрана. Доигралась Европа - нет больше льгот пенсионерам и дотаций бомжам.
Изабель Юппер бродит печальная, неопрятная и одинокая в выцветших красках мира среди безликих затравленных человеческих существ. Она играет Анну, простую женщину, теряющую мужа, а затем и сына. Оставшись наедине с дочерью, опустошенная и гонимая, Анна ходит от дома к дому, но среди мрачного пейзажа деревни на грани существования ей не откроется ни одна дверь.
Люди живут комунной, практикуют натуральный обмен. Горят костры. Гниют горы мертвого скота. Велосипед, провизия и часы сгодятся на взятку машинисту поезда из ниоткуда в никуда - может быть, вывезет в светлое будущее.
Вся картина погружена в туман, пробирающий до костей. Можно самому впасть в депрессуху, начав думать о конце света и прочих неминуемых напастях, которые надвигаются с экрана, как огромный черный ком. Вопрос в том, а кому нужны все эти нелицеприятные эмоции, и что хотел сказать миру режиссер, показывая всю эту угнетающую мрачность?
В кинотеатрах с 29 августа