НОВОЕ КИНО: "Бессмертные: Война Миров" Энки Билала
17 мая 2004 г.
Бессмертные: Война Миров
(Immortel. Ad Vitam) Режиссер Энки Билал В ролях Линда Харди, Томас Кретчманн, Шарлотта Ремплинг, Фредерик Пьеро, Томас Поллард, Янн Колетт
Франция / Италия / Великобритания, 2004, 102 мин.
"Нарисуй себя медленно парящим в воздухе, наизусть цедящим строчки Бодлера. Нарисуй египетского Бога по имени Гор с накачанным человеческим телом и головой орла, вселяющимся в твое тело, для того, чтобы изнасиловать Девушку с Синими Волосами. Эта девушка с биоскопическими глазами - не самая обычная: ее слезы и соски синего цвета, она поглощает таблетки, чтобы ничего не помнить и имеет любовника, чье лицо замотано черным шарфом, и он сидит в кресле в середине Вселенной. Невероятно высоко над городом зависла пирамида. Тебя зовут Никополь, и, сдается, ты и сам не так уж и обычен: по крайней мере, вместо одной ноги у тебя железная шпала, во-вторых, ты очнулся после криогенной заморозки в 2095-м году в Нью-Йорке, и в-третьих, ты за время, проведенное в морозильнике, успел стать основным лидером бунта против Нового Мирового Порядка. Поэтому на все вопросы ты отвечаешь довольно медленно: они ждут не дождутся, чтобы забрать тебя..."
Примерно в таком стиле в подростковых журналах описывают компьютерные игрушки - "представь себе, что ты лидер отряда бессмертных коммандос, и тебе в мозг вживили миниатюрных роботов-копрофагов...". Здесь такие густопсовые увещевания в стиле Кашпировского смотрятся к месту, ибо "Бессмертные" - по сути, та же компьютерная игра. Разве что экран гораздо больше, 3D-анимация качественнее, и тебе не нужно нажимать на всякие идиотские кнопки.
А можно рассматривать "Бессмертных" как высоко-поэтичный ответ "Матрицам". Их роднит многое: источником послужили комиксы, на анти-утопическом кону - судьба человечества, тема избранности шибает в нос с порога, перегруженность древними религиями - в случае "Бессмертных" упор делается на египетскую. С другой стороны, сравнивать "Матрицу" и "Бесмертных" - все равно что проводить знак равенства между "Звездными войнами" (1977) и "Бегущим по лезвию бритвы" (1982).
На самом деле, "Бессмертные" - это просто следующий шаг в непозорном развлекательном кино XXI века. Здесь и не пахнет очередной бесовской люк-бессоновщиной, хотя до просмотра имеются опасения, что грядет еще один "Пятый элемент" (1997). В позорном развлекательном кино Шарлотту Рэмплинг и Жан-Луи Трентиньяна не увидишь. Ласково расщепляющий на атомы Sigur Ros на звуковой дорожке не услышишь. Хмыкнуть шутке про водку под названием "Тарковская" не удастся. Здесь же - ради Бога, еще и добавки положат. "Бессмертные" - это возможность для всех и каждого пережить нечто, что осознать получится только через несколько дней.