Игрок (Il Cartaio) Режиссер Дарио Ардженто В ролях Стефания Рокка, Лайам Каннингем, Сильвио Муччино, Альберто Мария Мерли, Фьоре Ардженто
Италия, 2004, 96 мин.
Иногда лучше посмотреть неудачный фильм признанного режиссера, чем удачу дебютанта. С таким настроем очень хорошо идти на последний фильм Дарио Ардженто – лишь в том случае, если вы не затерли до дыр видеокассету с "Суспирией" (1977) или "Кроваво-красным" (1975). Потому что для фанатов Ардженто "Игрок", безусловно, неудача – вместо живописного хоррора какой-то телевизионного качества криминальный сюжетец. Вместо кровавых рек и извращенных кошмаров– смехотворно исполненный труп в морге, с резиновыми пупырышками на коже и густым пучком нейлоновых лобковых волос. Вместо вычурного средневекового многообразия маслом по холсту – какой-то нелепый видео-покер.
Вопрос в том, неудача ли это для самого Ардженто, чемпиона насильственных киносмертей? И какие именно цели он преследовал, выполняя как бы наспех этот проект?
Во-первых, главную роль в фильме играет интернет. Полфильма мы смотрим на раздачу карт на мониторе, а в маленьком окошке испускает нечеловеческие стоны перемотанная скотчем жертва, обязательно девушка. На ее жизнь маньяк играет с полицией онлайн. Если выигрывает три игры из пяти – перехватывает глотку девушке. Если полиция в выигрыше – то он обещает отпустить жертву.
Интернет настолько далек от мира Ардженто, что даже удивительно, как он попал туда. Зато WWW - это основная составляющая жизни фанатов его фильмов, худощавых студентов с невыспавшимся взором. То ли Ардженто идет навстречу им, великодушно соглашаясь встретиться на их территории, то ли пытается продемонстрировать наглядно, насколько жалкое и некинематографичное это новшество под названием интернет - сложно сказать, может, и то, и другое.
Во-вторых, оператором здесь выступает Бенуа Даби, вызывавший тошноту и головокружение у случайно залетевших на прошлогоднюю "Необратимость" (2003). На деле же его нарочито угрюмая, догматично движущаяся камера, несомненно, поднимает "Игрока" над криминальными телесериалами. В естественном освещении любой пустырь будет выглядет жутко - тем более Рим с его узкими улицами-подвалами и шумным Тибром.
В-третьих, актеры играют здесь, как никогда хорошо у Ардженто. Стефания Рокка из "Рая" (2002) Тома Тыквера, "Отеля" (2002) Майка Фиггиса и "Талантливого мистера Рипли" (1999) – в особенности. Помогает ей держаться ирландец Лайам Каннингем и Клаудио Сантамария, отметившийся в недавних итальянских хитах – "Первый поцелуй" (2001), "Прошедшее совершенное время" (2003), "Комната сына" (2001). Роль одной из жертвы исполняет Фьоре Ардженто, старшая дочь Дарио. Она здесь как бы заменяет Азию, начавшую две успешные карьеры – голливудскую и режиссерскую.
Если говорить цитатами из фильма, "покер – это метафора жизни". Дарио Ардженто, как тот же игрок в покер, никоим образом не выдает своих намерений. В том числе и по поводу того, зачем ему вдруг понадобилось полагаться на интернет и хорошую игру актеров, для того чтобы снять такой неказистый и местами придурошный (как танцующий чечетку смотритель морга) триллер. Возможно, он собирает некую комбинацию, которую побить будет невозможно. Либо просто блефует. В любом случе, пока что фанатам Ардженто веревку намыливать рановато, надо просто набраться еще терпения.