В главных ролях Николь Кидман, Мэттью Бродерик, Бетт Мидлер, Гленн Клоуз, Кристофер Уокен, Роджер Барт, Дэвид Маршалл Грант, Йон Ловитц
США, 2004 г. 95 мин.
Судя по всему, это - карма: Николь Кидман опять попала не в тот городок. Но если выбирать между Догвилем и Степфордом, что все-таки предпочтительней? И правомерен ли такой выбор?
Внешне Степфорд совсем не похож на лапотный Догвиль, а выглядит, как те райские уголки, в которых Дэвид Линч разворачивал свои рулоны синего бархата. Трава зеленая, заборы белые, особняки роскошные. Но самая главная достопримечательность Степфорда - это его жены. Стилизованные под кинодомохозяек Голливуда 50-х, они - все как на подбор: румяные, блондинистые, в ситцевых сарафанах, предупредительные и понимающие. Если верить линчевской логике, то в самом спелом и аппетитном яблоке таится мерзкая червоточина. Да и автор романа "Степфордские жены", Айра Левин, умел нагнать смури: самая известная экранизация его произведений - "Ребенок Розмари" (1968) Романа Поланского. Впору ждать дьявольщины какой-нибудь.
Дъявольщины не получилось. То ли потому что престарелый комедиограф Фрэнк Оз не мастак в плане саспенса, то ли потому что избрал он позабытую дорожку красочной социальной сатиры в духе "Смерть ей к лицу" (1992) Роберта Земекиса. Степфорд на поверку оказывается этакой ссылкой, селом Шушенским, для успешных женщин, занимавших в прошлом руководящие должности. Мужья втихую увозили их после 19-го нервного срыва в это забытое Богом местечко, где путем зомбирования превращали их в Степфордских жен. Феминистки аж вскипали от праведного гнева, и кидались ридикюлями в киноэкран...
Как если бы... Штука в том, что феминистки все уже давно успокоились, и почивают на заслуженных лаврах. Расстановка сил в гендерной битве со времен выхода романа Айры Левина шибко изменилась. Поэтому оправдания мужей-злодеев, готовых превратить свою суженую в банкомат и секс-машину со шкафчиком для пива, звучат жалко, ничтожно, да. Но при этом справедливо и достоверно. Превращение жены-домомучительницы в нежного Степфордского зомби происходило для их же собственного блага. Вместо того, чтобы тратить кучу времени на ссоры с мужем и достижения по службе, разве не лучше ли полировать оконную раму с благостной улыбкой на лице? При этом мужчины заботливы и верны своим женам - ибо хотеть им в принципе больше нечего.
Почти таким же образом в фильме "Я, Робот" роботы оказывались вовсе не такими уж и злыми, и действовали исключительно из лучших побуждений. В голливудском кино акценты теперь расставлены так неприметно, что иной раз не до конца понимаешь: что же хотели сказать создатели? В чем их гражданская позиция? А получается в духе "и нашим, и вашим". В итоге - никому. И хэппи-энд получается размазанным. И непонятно, посочувствовать ли героине Николь Кидман или радоваться за нее? Ясно лишь то, что консервативные ценности начинают завладевать умами голливудских киношников, бывшего оплота демократии и либерализма. И потихонечку начинают течь с экрана в мозги электорату.
Официальный сайт: http://www.stepfordwivesmovie.com