В ролях Мэтт Дэймон, Джоан Аллен, Франка Потенте, Джулия Стайлз, Карл Урбан, Том Гэллап, Брайан Кокс, Оксана Акиньшина, Денис Бургазлиев
США/Германия, 2004 г. 120 мин.
Первый фильм про ничем не примечательного и замкнутого в себе парня по имени Джейсон Борн, занимающегося международным шпионажем, назывался "Идентификация Борна" (2002). Назывался он так, потому что этот Джейсон Борн весь фильм искал свое потерянное в глубинах жестокой амнезии Эго. Поиск этот не прекращался ни на секунду и выгодно отличал Борна от сонма прочих своих собратьев-суперагентов. Вот сидит он в европейском кафе с подружкой - и вместо того, чтобы делать всякие недвусмысленные замечания насчет ее внешности и планы на вечер строить, вслух занимается серьезным самоанализом: "Почему это я, скажем, как только зашел в кафе, сразу посчитал, сколько человек тут сидит, где запасной выход, и накладные ли усы у бармена? Никак шпион я, да еще и секретный, поди". До более серьезных выводов - например, что режиссер фильма, Даг Лиман, до одури насмотрелся хичкоковского "На север через северо-восток" (1959), дело не доходило.
Второй фильм заявляет названием своим, что Борн уже преодолел муки самопознания и решил заняться утверждением самого себя в роли самого-самого среди шпионского сообщества. Но оказалось, что это совсем не так. Борн решил остановиться на той информации, которую успел получить в первом фильме. С этой информацией и с европейской девушкой из кафе (Франка Потенте) он и залег где-то в Индии, проводя свободное время в пробежках по пляжу. Пробежках по пляжу? Не самый типичный способ проведения времени для самовольного пенсионера, не полагаете? Другое дело - пробежки, притом не самые изнуряющие, до близлежащего бара. Стало быть, чует Борн, что враг у ворот, и задатки его ему еще понадобятся. А таких людей, как Джейсон Борн, чутье не подводит, почему-то.
Общая серость главного героя вполне объяснима - вряд ли бы и вы как-то пытались выделиться из толпы, если бы не помнили ни маму родную, ни как вас по имени-отчеству. Но главное, за счет чего Борн превосходит того же Джеймса Бонда - это то, что "он не делает лишних движений". Зацепил с полки в супермаркете бутылку водки и отвертку - и разделался с помощью них с околачивающимися на автостоянке милиционерами и им подобными. Это очень удобно для режиссера (жесткий монтаж и дергающаяся камера - основной помощник), а для Мэтта Дэймона, который Борна исполняет - вообще сплошной комфорт. Про него же писали, стоило ему появиться в "Умнице Уилле Хантинге" (1997), что он не то что Кэри Гранту в подметки не годится, а и на роль посыльного при Кэри Гранте не потянул. Такие вещи обычно пишут люди, главный оценочный критерий для которых - "рожей не вышел". Мэтт Дэймон же отомстил этим заносчивым недоноскам очень просто - потоптался на месте священной коровы Кэри Гранта, не один раз, а дважды. При этом никаких лишних движений, ужимок или реплик не произнес - потоптался, и всего-то.
Помимо самоанализа и лишних движений Борн еще неровно дышит к гонкам на машинах, и устраивает их, едва только такая возможность на горизонте маячит. За это его все любят, и обязательно пишут в рецензиях - "лучшая сцена погони со времен… эээ… "Идентификации Борна". Те, кто читают такие рецензии, сразу же встают и по телефону бронируют билеты. Это я про Запад говорю. На Западе, знаете ли, у каждого, кто в кинотеатры ходит, есть такая маленькая кожаная телефонная книжечка - там список телефонов ближайших кинотеатров, чтобы забронировать билет сразу же, как только прочитал в рецензии "лучшая сцена со времен…".
А вместо "лучшей погони со времен" те, кто все-таки выкупают билеты (потому что в другой газете может быть написано, что сцена погони вообще никакая и очень слабая) наблюдают вертикальные гонки в районе метро "Измайловский парк". Джейсон Борн на "Волге Газ 1331" уделывает русского киллера на "Гелендвагене" Мerсedes. На этом моменте сразу становится ясно, что Борн - свой в доску парень. И нормальная такая ряха Мэтта Дэймона, и имя по русскому паспорту - "Фома Киняев", и - более того - бьется он не с кем-нибудь, а с теневыми олигархами-космополитами, чье время ушло. Голливудский шпион по имени Фома с рязанской физиономией указывает зарвавшимся олигархам (калька с Ходорковского) на место, которое в лучшем случае у параши. В этом его превосходство, видимо?
И, тем не менее, несмотря на безудержный кайф от последних минут пятнадцати фильма (многоэтажки московских спальных районов, Оксана Акиньшина в вязаной шапочке, Мэтт Дэймон на знакомых квадратных метрах кухни старательно выговаривает "Сядь. Возьми стул"), чувствуется, что нет никакого превосходства в помине, все это дутая, мнимая, фальшивая бравада. На самом деле это олигархи-теневики - на коне в данный исторический момент, про них нужно слагать эпосы, даже еще более нудные и фальшивые, чем про Борна. Но нельзя. Нужно, чтобы Борн, прикрываясь антивоенным маршем в центре Берлина, обвел вокруг носа разведку ЦРУ (на самом деле в таких маршах более чем половина участников - сами агенты ЦРУ). Нужно приблизить шпионов к народу, а не выпячивать их превосходство. Для этой цели берется британский режиссер Гринграсс со страстью к политической документалистике (его предыдущий фильм, "Кровавое воскресенье" (2002), отхватил "Золотого Медведя" в том же Берлине) и дерганой в стиле Dogme'95 камерой. И мы верим - потому как "Золотой медведь" за плечами, и камера дерганая. Мы уже разучились верить хоть какому-либо фильму, где камера стоит на штативе. Поэтому и по улице люди ходят, специально посильнее нажимая на пятку, и при возможности еще энергичнее потряхивают головой.
А еще с фильмами про Борна можно забавляться, подставляя вместо "Борна" слово "порно". Так в мужских глянцевых журналах любят делать. Вот и теперь, глядишь, где-нибудь введут колонку - "Превосходство порно". А года через два сменят ее название на какое-нибудь "Скотомизацию порно". Такая вот борнократия намечается, нет?
Официальный сайт: http://www.thebournesupremacy.com/