НОВОЕ КИНО: "Небесный капитан и мир будущего" Керри Конрана
19 октября 2004 г.
Небесный капитан и мир будущего / Sky Captain And The World of Tomorrow
Режиссер Керри Конран
В ролях Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Джованни Рибизи, Майкл Гэмбон, Линь Бай, Омид Джалили, Лоуренс Оливье, Анджелина Джоли
США/Великобритания/Италия, 2004 г. 107 мин.
Всякий раз, когда говорят о будущем кинематографа, имея в виду блокбастеры, в голову лезут слова из книжки "Нет!" Сергея Кузнецова и Линор Горалик: "ваниль", "чилли", "морфированный". Стараешься выкинуть из головы этот бред, и искоса поглядываешь на постеры, развешанные по городу: "Небесный капитан. Мир будущего". Ага, конечно.
Но все оказалось куда веселее, чем ожидалось. Все кинокритики наперебой перечисляют цитаты из Орсона Уэллса, "Метрополиса" [1927] Фрица Ланга, "Кинг Конга", "Индианы Джонса" и комиксов. Но никто почему-то не сказал, что кинематографическое будущее не только стилизовано под его прошлое, но и оставляет такое же ощущение в техническом (то есть сгенерированном компьютерами) плане.
Почему, когда мы видим цифрового волка, пытающегося ухватить за пятки Джейка Гилленхолла в "Послезавтра", у нас ни на секунду не учащается пульс? Почему при виде порождений сна разума из "Ван Хельсинга" мы погружаемся в крепкий сон? Потому что при непосредственном лицезрении всех этих наворотов становится понятно, что никакое это не чудо, что поезд, грубо говоря, не задавит первый ряд. Подвижные до неуклюжести спец-эффект-существа - всего лишь бутафория, как стол или стоящая на нем ваза с цветами.
Керри Конран, просидевший в гараже несколько лет, ковыряясь в Adobe Illustrator, знает это не хуже остальных. Поэтому он и взял себе девиз: "Если актер это не берет в руки - значит, нам это не нужно". Потом заманил увещеваниями в тот же гараж Гвинет Пэлтроу и Джуда Лоу и заставил их бегать, прыгать и тыкать пальцами куда-то вверх на фоне голубого экрана. На нем-то и происходит все интересное - например, по Бродвею образца 1939-го года маршируют гигантские роботы, а к Эмпайр-Стейт-Билдинг пришвартовывается дирижабль.
Гвинет Пэлтроу, мечущаяся под ногами у роботов, существующих совершенно в другом измерении с ней - это, на самом деле, недалекий шаг от экрана-задника, на который проецируется улица с домами, пока герои в салоне машины на переднем плане спокойно ведут разговор. Соединить два этих измерения должен мозг зрителя, и в том случае, и в другом. От того, насколько это удачно получилось, зависит и то наслаждение, которое он получит от просмотра. Конран во время съемок наслаждался до последнего, судя по всему, если у него в фильме без особых проблем сосуществуют труп Лоренса Оливье и накачанные коллагеном губы Анджелины Джоли. Но самое удобное место Конран во всем этом безусловном кэмпе уготовал себе: он, с одной стороны, и новатор, и в то же время идет по протоптанным дорожкам, к тому же и в обратном направлении
Хотя мне, честно говоря, нет дела до будущего кинематографа, покуда у него есть такое прошлое.