НОВОЕ КИНО: "Я люблю тебя" Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого
25 октября 2004 г.
Я Люблю Тебя / You I Love
Режиссеры Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий
В ролях Дмитрий Бадмаев, Любовь Толкалина, Евгений Коряковский, Ирина Гринева, Юрий Шерстнев
Россия, 2003 г. 83 мин.
Социальное назначение фильма здесь опережает кинематографические достоинства. "Я люблю тебя" - первый российский фильм, открыто раскручивающийся как гей-кино. По этой же причине крайне востребован на заграничных киносмотрах - за бугром хотят лично убедиться, как в путинской России обстоит дело с продукцией для голубых и розовых?
Приятные молодые люди с фамилиями Столповская и Троицкий, на правах первопроходцев, тему пытаются раскрыть досконально. Но решают ее не в истерично-маргинальном ключе, что напрашивалось бы, а в спокойном, размеренном темпе романтической комедии. История любви втроем (двое молодых людей и девушка) позволяет раскидать по полу бюстики Чайковского, на саундтрэк - Земфиру, а в мозгах гомофобски настроенного общества страны - гнев и смятение. Следующие поколения российских гей-киношников должны будут конспектировать и пародировать все это. Смелость похвальная, а поговорить лучше о том, чего режиссеры себе не позволили.
Дикий калмык Улюмжи свалился на голову (вернее, на капот машины) дизайнеру Тимофею как раз в разгар романа с известной телеведущей. Роман их протекал чересчур телевизионно: на диалоге "Почему же ты не уехал из России?" - "Потому что я люблю ее" - "Я тоже" возникает впечатление, что смотришь рекламу, апеллирующую к твоему потребительскому чувству патриотизма. И проезжающая мимо поливальная машина обязательно окатит парочку дождем. Потом становится ясно, что по-другому эти эрзатц-герои новой капиталистической России общаться просто не способны.
Другое дело - Улюмжи. Без прописки, с начальными навыками циркового гимнаста он бродит по московским рынкам в поисках работы, и пристает к ходячим рекламам в костюмах животных на улице: "Ты где такой купил?". Устраивается на работу он в итоге в зоопарк - с настоящими зверьми удобнее, чем с матерящимися возле супермаркетов за 100 р./час. Банкомат для него - тумбочка с телевизором, из которой вынимают деньги все, кто знают код. Ходячая tabula rasa, с трезвым восприятием окружающего мира, как и подобает человеку из ниоткуда. Гастарбайтер-калмык, в сравнении со сбалансированным миром которого диким кажется коренное население Москвы, к концу фильма превратится в фатальную разлучницу, когда перед своими родителями на родном языке произнесет слова "Да, я голубой".
Лучшая сторона фильма - это тонко выстроенный фон. Сюжет довольно часто, особенно в начале, уступает место небольшим интерлюдиям, сливающимся в один плотный, жужжащий поток телерекламы, обрывков новостей, и усталого процесса принятия заявок у радиослушателей. Работа в офисе с перерывом на бизнес-ланч, и прочие маленькие дотошно скалькированные с жизни мерзости. Неожиданно развязавшийся гей-роман сначала кажется способом ухода от этой рутины. Дикий калмык скромно предлагает свое тело в обмен на отказ от нескромного обаяния буржуазии?
Все же настолько далеко режиссеры решили не заходить. Вместо этого несколько сместили акценты, обернув финал - в шутку, проведя знак равенства между "депутатами" и "педерастами". Да и в плане экранной наготы гетеросексуалам все равно предоставлены все козыри (посмотреть на голую Толкалину из "Антикиллера" [2002] дают), тогда как геи резвятся по большей части в пижамах, и вообще неловкости испытывают никак не меньше публики. Но ведь при дефлорации, тем более анальной, тем более целой кинематографической школы, без неловкости - никак.
Официальный сайт фильма: http://youilove.gruppe.ru/