В кинопрокат все-таки выходит относительно новый фильм голландца Алекса Ван Вармердама, кино из тех, что могут размягчить сердце самого требовательного киномана. Только по отношению к этому фильму суровые кинокритики позволяют себе заговорщически пихнуть друг друга в бок и процитировать по памяти: помнишь, как там --"сначала потелепунькать, потом пососать"?
Мотивы сказок братьев Гримм в этом фильме способны вычленить лишь отъявленные знатоки сказок. Так что пусть название вас не обманывает. Брат с сестрой пускаются в путешествие из родной Голландии на противоположный конец Европы, в солнечную Испанию. На протяжении этого путешествия им придется чуть ли не за уши вытаскивать друг друга из лап разнообразных озабоченных маньяков - крестьян, живущих в одиноких избушках в лесу, дьявольских хирургов, бюргеров, помешанных на сексе. Незаметно для себя современные Ганс и Гретель превратятся в таких же озабоченных маньяков, доказывая тем самым, что убийцами не рождаются, а становятся. Так переиначить мрачные сказочки мог только практикующий фрейдист, отличающийся на редкость пессимистичным взглядом на жизнь.
Солнечная Испания - она, конечно, солнечная, но и всего-то. Никаких жовиальных ритмов кастаньет и пылких страстей. Таким нелюдимым, пустынным и холодным пиренейский полуостров выглядел, может, в "Лиссабонской истории" [1994] Вима Вендерса. И любимчик Хулио Медема, актер Кармело Гомес привносит мрачный холодок, что устраивает настоящий сквозняк для национальных стереотипов, грозящий им, по меньшей мере, воспалением легких.
Алекс Ван Вармердам бесится от вседозволенности европейского артхауса, играя с абсурдом и чернушным юмором. Из-за этого "Новые сказки братьев Гримм" больше отдают пародией на сказочные элементы в артхаусных лентах - не я один заметил четко выверенные заимствования у "Криминальных любовников" Франсуа Озона [1999]. Кажется, один шаг влево или вправо - и смеяться уже будет как-то не с руки, как в сцене с потерей героем почки или отнятия одежды у случайно попавшейся на пути парочки бизнес-вуменши. Но Ван Вармердам слишком хорошо понимает, что лучше быть первым Ван Вармердамом, чем вторым Дэвидом Линчем, Оливером Стоуном или кем бы там ни было.