Майкла Уинтерботтома нельзя назвать выдающимся режиссером даже по британским рамкам. Но вопреки этому два его фильма закончили свой путь у меня в лучших 50 фильмах 2004-го года. Наверное, именно отсутствие каких либо амбиций и является основным козырем Уинтерботтома. Благодаря этому факту он снимает часто, в разных жанрах и всегда - на злобу дня. Его фильмы не уйдут в золотой фонд киноклассики, но под рукой их иметь приятно.
На этот раз Уинтерботтом обратился к скандальному по умолчанию жанру "порнореализма". Парень с девушкой на протяжении года занимаются лишь тем, что со вкусом совокупляются перед камерой. В перерывах между сексом они ходят на концерты инди-рок-групп - поэтому в ролях указаны музыканты из групп Franz Ferdinand, Primal Scream, Super Furry Animals, Black Rebel Motorcycle Club и иже с ними. Все они появляются в кадре в рамках живых выступлений. На концерте последних, Black Rebel Motorcycle Club, Мэтт и Лиза познакомились, на концерт их же Мэтт сходил после того, как Лиза вернулась в Америку, бросив его в одиночестве. "Теперь, когда она ушла, любовь горит внутри меня" - строчки песни "Love Burns" уже не кажутся банальностью. Ничто уже не кажется банальностью - даже то, что среди пяти тысяч человек можно чувствовать себя одиноким.
Еще одно доказательство незначительности режиссерского таланта Уинтерботтома - он всегда делал ставку на свой музыкальный вкус, в этом мы с ним сходимся. Еще в 1997-м году сербские ополченцы у него в фильме бегали по окопам под звуковое сопровождение почему-то "I Wanna Be Adored" Stone Roses. Его "Круглосуточные тусовщики" [2002] - фильм специально для тех, кто ценит свои древние кассеты и пластинки Happy Mondays и Joy Division. Был и небольшой прокол в позапрошлогоднем "Коде 46" - сентиментальные сопли Coldplay на финальных титрах. Но в действиях Уинтерботтома нет ничего, что могло бы расписывать эту музыку, как-то приукрашивать ее для несведующей публики. Нет у тебя в коллекции альбома Primal Scream 1991-го года - свободен, иди дальше. Поэтому читать рецензии местных критиков на этот фильм - занятие не для слабонервных. Для них прокатчики специально постарались и дали перевод текстов песен субтитрами. И знакомые мне до боли песни выстроились в ряд, заменив собой нехитрый сюжет отношений двух людей, всегда похожий на американские горки.
Подход к секс-сценам у Уинтерботтома отличается на сто восемьдесят градусов. При всей их откровенности (такого шикарного минета я в кино не видел пожалуй что никогда) порнографичными их может назвать только отъявленный ханжа. Порнография - вещь очень депрессивная. Весь ее смысл - в том, чтобы отбить у потребителя вкус к настоящей жизни. Зачем идти в клуб, знакомиться с девушками, когда ты можешь остаться дома и погонять шкурку под нарезку из тысячи поддельных оргазмов? У Уинтерботтома постельные сцены зовут тебя наружу, подталкивают к решительным действиям. Это не "Последнее танго в Глазго", последнее танго не бывает таким жизнеутверждающим. Пусть разрыв будет печальным и горьким, но ощутить на своей шкуре то, о чем поется в тысячах рок-песен - это стоит того, несомненно. Главное, чтобы это не было чушью в духе "мальчики-девочки танцуют, раз-два-три". Как сделать так, чтобы люди научились отделять зерна от плевел, Уинтерботтом не знает и сказать не может. Потому что не великий режиссер. Может, это у него впереди. Великим режиссером был Стенли Кубрик - он хотел, чтобы его "Широко открытые глаза" были о голой женщине у двери холодильника, когда она вспоминает, что не вытащила на ночь курицу размораживаться. Этого не получилось по разным причинам, от Кубрика не зависевших. А Уинтерботтому мешать никто и не думал. Тем не менее, и невеликие режиссеры могут снимать отличное кино - для этого, оказывается, так мало нужно. Всего-то - парень, девушка, секс и рок-н-ролл.
Официальный сайт: http://www.tiscali.co.uk/9songs/