Для ветерана иракской кампании Джека Старкса (на календаре 1991-й год, операция называется "Буря в пустыне", а по телевизору мелькает лицо отца нынешнего президента США) события складывались слишком стремительно. Вот он, комиссованный, помог починить машину девчушке, чья мать на обочине под кайфом. Вот он едет с попутчиком по снегам родного Вермонта под музыкальное сопровождение хита того времени - группы EMF с говорящим названием "Невероятно". Вот он уже в зале суда, обвиненный в убийстве полицейского, пытается доказать, что он не верблюд. Вот он в сумасшедшем доме, в смирительной рубашке (никак уж не в пиджаке), накормлен транквилизаторами и засунут в тесный ящик. Вот он перемещается из ящика в будущее, в 2007-й год, где узнает точную дату и обстоятельства своей смерти.
Над механизмом перемещения Джека Старкса во времени лучше не заморачиваться. В конце концов, никто ведь всерьез не раздумывал на тему, как именно стирали память Джиму Кэрри в "Вечном сиянии незапятнанного разума" - просто натянули какой-то тазик с проводами на голову и всё. Фильм англичанина Джона Мэйбери "Пиджак" выглядит, как мрачный, страшноватенький собрат "Вечного сияния", где игры разума могут вскрыть пучину нелицеприятных жизненных законов. Для пущей наглядности в качестве места действия выбрана хорошо обжитое кинематографом пространство психбольницы (в фильме присутствуют сознательные заимствования из "Полета над гнездом кукушки"). Мэйбери даже может опуститься до самого низа - снимать Джека Старкса камерой, якобы стоящей в холодильнике. Но когда Старкс открывает дверцу холодильника во второй раз, это уже не дешевый кино-понт (показать сцену с точки зрения баночки с майонезом на третьей полке?), это истерика клаустрофоба, понимающего, что есть закрытые пространства, в которые ему необходимо попасть, несмотря на свою боязнь.
У "Пиджака", как у любого оригинального фильма, немало собратьев. Но вспоминается прошедший у нас незаслуженно тихой сапой "Машинист", в котором правил бал сатанински исхудавший Кристиан Бейл, он же Патрик Бэтмен. В "Пиджаке" Эдриэну Броуди не пришлось издеваться так над своим телом (тем более, что это он уже проворачивал для съемок в "Пианисте" Романа Поланского). Но то, что фильм этот - всецело и безраздельно принадлежит очень хорошему актеру Броуди, сомнений нет. Эдриан Броуди напоминает вытянутую вверх, искаженную версию молодого Аль Пачино. Он может достоверно изобразить любые требующиеся от него эмоции, от немой мольбы о пощаде - до торжествующей справедливости, от безумия - до кристальной чистоты рассудка. Но наиболее сильно ощущается необходимость Броуди в этом фильме - в моменты, когда он исчезает с экрана. Вот лежал в постели после акта любви, и в следующую секунду - нет его рядом. Девушке в исполнении Киры Найтли остается только отчаянно сжимать подушку, надеясь, что этому симпатичному и покореженному судьбой верзиле удастся вновь улизнуть к ней в 2007-й, из своего 1993-его.
Официальный сайт: http://wip.warnerbros.com/index.html?site=thejacket