В ролях Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Дмитрий Певцов, Кирилл Пирогов, Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин, Юрий Степанов, Григорий Сиятвинда, Анатолий Журавлев, Гарик Сукачев, Андрей Панин, Александр Баширов, Андрей Краско, Рената Литвинова, Татьяна Догилева
Россия, 2005 г. 105 мин.
Интереса в просмотре нового фильма Балабанова ("Брат", "Брат-2"), если честно, на пять минут с трудом наскребается. И размещен этот интерес стратегически - в начале и в конце. В начале - когда зрители чуть ли не хором читают нескончаемый список актеров самой крупной величины, собравшихся изображать поминки по 1990-м (большая часть их как раз в 90-е и поднялась). И в конце, когда совершен скачок в 2005-й год. В 2005-м году интересно даже не балабановское прочтение ситуации на политической арене - бывшие братки подались в депутаты, кого этим удивишь? А вот Никита Михалков в голубенькой форме охранника на проходной, разворачивающий газетку "Культура" - это, я вам доложу, просто бомба. Кадр года, не только поражающий своей естественностью, но и вскрывающий истинные процессы и первопричины зарождения этой темной силы. И это при моем-то предвзятом отношении к вахтерам-охранникам-секьюрити - кому интересно, можно почитать подробно в моей авторской колонке на сайте www.peremeny.ru.
В остальном же "Жмурки" - это вольный пересказ на пальцах наследия Квентина Тарантино, и никуда от этого не деться. Вот Саймон и Серега (Дмитрий Дюжев и Алексей Панин), неразлучные, как Винсент Вега и Джулс, разъезжают на иномарочной тарантайке по околицам Нижнего Новгорода, и даже подбираются очень близко к сакраментальному "Макдональдсу". Тот, кто первый произнес "Лё Биг Мак", получает с полки русский пирожок. Вот они же носятся с чемоданчиком, набитым героином. Вот Саймон уже идет по стопам Вика Веги из "Бешеных псов" [1992] - ставит пластинку Stray Cats и под веселый саундтрэк начинает пытать окаянных лохов топориком для рубки мяса. Потом еще раз. И еще. Как будто пластинку заело.
В принципе, Балабанову - зачет за давно напрашивавшуюся попытку обрядить тарантиновских бандюков в развеселые одежды бабников и импотентов Анатолия Эйрамджана. Однако заявленная Балабановым цель - закрыть тему 1990-х и огородить отечественный кинематограф от тлетворного влияния Тарантино - не достигнута. Слишком уж проникнуты все участники действа благоговением и уважением к эпохе, породившей их. Это видно даже по их осанке. И беспредельной комедией я бы не спешил называть такой фильм - слишком уж скудная ситуация сложилась с гэгами. Балабанов никогда не отличался чувством юмора, разве что при удачном стечении обстоятельств, случайно. Я не из тех, кто надрывают животики оттого, что кому-то в кадре простреливают голову, а потом другому, а потом третьему. И не потому что я так уж против насилия в кинематографе - просто, чтобы такая ситуация стал действительно смешной, нужно нечто большее. Например, в бельгийском "Человек кусает собаку" [1992] из трупов сооружались горы, и было действительно смешно. И было это, кстати, еще до Тарантино, которого с тех пор не пнул только ленивый. Степень же лени Балабанова неприятно удивляет.