РЕДКОЕ КИНО НА ММКФ: "Тропическая болезнь" Апичатпонга Верасетакула
23 июня 2005 г.
Тропическая болезнь / Sud Pralat
Режиссер Апичатпонг Верасетакул
Франция/Таиланд/Италия/Германия, 2004
Предупреждаю сразу - это не тот фильм, с которого стоит уходить. С таиландцем Верасетакулом так все время - те пять человек, которые не снялись со своих мест после начальных титров, поплывших по экрану через сорок минут после начала его предыдущего фильма "Благословенно ваш", до сих пор вспоминают каждую сцену из этого фильма в деталях. Мнимой благостностью богато снабжена и первая половина "Тропической болезни" - о безобидной любовной связи солдата и деревенского парня. Связь включает в себя обмены кассетами the Clash, выезды в город, игру на бильярде, созерцание выступления кафе-шантанной певицы, и обжимания в кинотеатре. Во второй части, отделенной от первой музыкальной вставкой и титром с названием "Дорога духа", остается солдат, поставивший перед собой задачу выследить шамана. Шаман может обращаться в различных существ, в том числе и тигра, ходит по окрестным деревням и шутит шутки над крестьянами. Крестьянское население от этого сокращается. Солдат, вроде, и выследил разрисованного голого парня, бродящего по лесополосе, что твои недолюди из фильмов Евгения Юфита. И понятно, что никакой вроде парень не монстр, а просто сделал из мифа удачный прикол, который и претворяет в жизнь. Но потом ночью, среди оглушающего стрекота сверчков и потрескивания деревьев, с ветки свесится обезьяна и даст понять, что никакой солдат не охотник, а самая что ни на есть жертва.
| |
Верасетакул (гомосексуалист, что само по себе и не ново) утверждает, что еще неизвестно еще, в какой из частей миф, а в какой реальность - в Таиланде терпимость к гомосексуализму лишь чуть мягче, чем кажется издалека. Но если воспринимать все, как есть - с монстрами, в качестве монстра самоутверждающимися, то из экзотики, на которую дали добро французские продюсеры вырисовывается нетривиальный вызов гомосексуалиста, заручившегося поддержкой фольклора и природы, гетеросексуальному, нормальному обществу. Столкновение (the Clash) обозначено одновременно и скрупулезно - захолустные супермаркеты, передачи "Кто хочет стать миллионером", тетки, заманивающие солдат к себе на огород содовой, и в то же время небрежно, с девизом "А чего там знать-то, об обуви?". Не факт, что Верасетакул, обучавшийся в Чикаго, Лос-Анджелесе, знакомый не понаслышке с современным искусством, постмодернизмом и высоким китчем (см. его же "Приключения железной киски"), годится на роль дикого человека, пришедшего в кино от сохи - но и Шукшин, скажем, ВГИК прошел без особых потерь. И сводить фильм к вещам, вытекающим из каких-то персональных переживаний режиссера, не стоит. Критики из "Кайе дю синема" назвали "Тропическую болезнь" лучим фильмом 2004 года. И приз жюри в Каннах вручили. А такие титулы обязывает фильм подниматься на уровень выше возможных сиюминутных трактовок, ускользать от них.