НОВОЕ НЕМЕЦКОЕ КИНО: «Снежная страна» и «На три градуса холоднее»
8 декабря 2005 г.
СНЕЖНАЯ СТРАНА SCHNEELAND
Режиссер Ханс В. Гайссендёрфер
В ролях Томас Кречманн, Юлия Йенч, Мария Шрадер, Ульрих Мое, Оливер Стоковски
2004, 142 мин.
Когда остроумные кинокритики хотят выразить всю свою ненависть к обозреваемому фильму, они обычно прибегают к обороту «Вместо того, чтобы смотреть этот фильм, лучше заплатите кому-нибудь денег, чтобы тот ударил вас палкой по гениталиям несколько раз, очень сильно». К фильму «Снежная страна» это относится в полной мере. История молодой крестьянки Ины (Юлия Йенч из "Воспитателей"), терроризируемой собственным отцом-горбуном, растянута на два с половиной часа – и мало не покажется никому. Заснеженные лапландские степные пейзажи, смонтированные постоянным вендерсовским коллегой Петером Пржигодой, только усиливают чувство изоляции и безысходности, навеваемое суровыми жизненными обстоятельствами. Несмотря на то, что на дворе 1937-й год – вполне себе современный период истории, с фашизмом, Сталиным и прочим, режиссер обволакивает историю любви затюканной Ины к молодому конопасу Арону (Томас Кретчманн) в такие сермяжные истины о грехе и искуплении, по назидательности годящиеся в напарники, скажем, самым дремучим повестям Николая Лескова. В «Снежной стране», например, вы можете увидеть, наверное, самую отталкивающую постельную сцену в этом году в кино – кряхтящий горбун залезает на собственную дочь. Сложно подумать, какими соображениями руководствовался актер Ульрих Мое, когда соглашался на роль этого горбуна, олицетворения зла –
| |
«Так-так, по сценарию получается, что мой член показывают не меньше семи раз, я порю палкой собственную дочь, мое неистовое выражение лица не меняется всю картину, и в одной прекрасной сцене, длящейся три минуты, мне вытирают дерьмо из задницы охапкой соломы. Сдается, что это - роль всей моей жизни!». Брутальность и насилие, привычное для режиссеров-садистов из артхауса, здесь тем более утомительно, потому что «Снежная страна» – вовсе не артхаусный эксперимент над зрительской толерантностью, как могло бы показаться, а вполне себе жанровая драма о трагичной любви. Считайте, что вас предупредили.
11 декабря, воскресенье, 13.00
НА 3 ГРАДУСА ХОЛОДНЕЕ 3 GRAD KÄLTER
Режиссер Флориан Хоффмайстер
В ролях Бибиана Беглау, Себастиан Бломберг, Йохан фон Буелов, Александр Бейер, Мерет Беккер
2005, 112 мин.
Пять лет назад на глазах у всей компании молодых людей исчез небритый и бедовый Ян – последний раз его видели заходившим по пояс в море, несмотря на то, что температура воздуха невысокая. Его девушка Мари сошлась с тех пор с его рыжеволосым другом Франком, но все еще тоскует по Яну и пишет ему по ночам проникновенные письма, которые не отправляет по адресу. Тем не менее в один прекрасный день, пять лет спустя, Ян снова появляется в родном городе и размеренная жизнь его обитателей заканчивается. Наш фотограф Никита Павлов по прошествии полутора часов фильма наклонился ко мне и спросил «Кто все эти люди на экране, я ничего не понимаю?». И это он, со своим фотографическим зрением, не сумел разобраться в сложных перипетиях взаимоотношений нескольких пар в небольшом Нюрнберге. Так что, сами понимаете, задача понять, кто есть кто, предстоит не из легких. Сценарий написан специально с тем умыслом, чтобы усложнить очевидные и простые вещи, и надо сказать, добивается этого совершенно филигранным образом. Иногда возникает ощущение, что смотришь вовсе не немецкий фильм – в течении киновремени, сдабриваемом сонливым саундтреком, молодыми людьми, стесняющимися своей стильности и грустновато-синими полутонами, чувствуется что-то британское.
| |
Но с другой стороны это скорее минус фильму – потому что именно так бы и выглядела эта история, будь она снята в любой другой точке Европы (сложно представить, что у нас кто-нибудь дал бы денег под подобный сценарий). Бибиана Беглау, играющая роль мятущейся Мари, словно рождена играть мятущихся женщин – многие могут помнить ее действительно нелегкий труд в «Легендах Риты» Фолькера Шлендорфа. А название объясняется тем, что на железнодорожной насыпи всегда на три градуса холоднее. Возможно, этим и обусловлено обилие сцен в фильме, проходящих у железнодорожного шлагбаума. Еще больше шлагбаумов пройдет незамеченными – эти шлагбаумы внутренние, моральные, и именно благодаря их подъемам или опусканиям персонажи чувствуют в себе силу и импульс совершить какой-нибудь поступок. Да хотя бы и бросить того, с кем прожили бок о бок пять лет.
8 декабря, четверг, 21.30
Фестиваль немецкого кино продлится до 11 декабря в Центральном Доме Предпринимателя (Покровка, 47, м. Курская, Красные ворота)