"Кино объединенной Германии"
23 октября 2006 г.
Под этой рубрикой 24, 25 и 26 октября в 23:55 в эфире телеканала «Культура» появятся фильмы немецких режиссеров. Три фильма – это первая часть большой, почти фестивальной программы немецкого кино на телеканале «Культура». Кто сменил в немецком кино Фассбиндера, Шлёндорфа, Вендерса, унаследовав и усовершенствовав их стиль? Фатих Акин, Ахим фон Боррис, Роланд Сусо Рихтер – эти имена хорошо знакомы постоянным посетителям фестивальных показов. Ни одна ретроспектива современного немецкого кино не обходится без их фильмов. Не станет исключением и ретроспектива на телеканале «Культура». Но начнется знакомство с современным кинопроцессом Германии с картин Вольфганга Беккера, Вольфганга Дикманна и Бригитты Мюллер.
Немецкие фильмы отличаются особым ритмом – несуетливые, но динамичные, картины, в которых за педантичным бытописанием угадывается оголенный нерв. Часто резкие, фильмы 90-х годов не позволяют забыть о времени, в которое были сняты. Картины, которые представляет телеканал «Культура» - «Бери от жизни все», «Малыш Джимми» и «Небеса подождут» - балансируют на грани разных жанров: комедии, драмы, саги. И ни один фильм не обходится без притчи. Незадачливые воры из «Малыша Джимии», герои «Бери от жизни все» или молодые комики «Небеса подождут» -- каждый из них ищет свой ответ на вопрос «где я» и «куда я иду».
«Бери от жизни все» Вольфганга Беккера (24 октября, 23:55) – фильм, жанр которого сложно определить. Драма? Слишком неторопливо развиваются события. Комедия? Разве что в той же степени, что чеховская «Чайка». Бытописание – пожалуй, это самое верное определение истории о Яне Небеле. Фильм рассказывает о черной полосе в жизни главного героя: увольнение с работы, странное замужество сестры, ВИЧ-положительная подружка, случайный арест… Ян пытается найти в себе силы жить, но судьба подкидывает новое испытание – в родительской квартире он обнаруживает умершего отца. Действие картины поисходит на фоне мертвого тела.
И все же, Беккеру удается за мрачными подробностями не потерять дух жизнелюбия.
Фильм получил призы на МКФ в Берлине (1997), на Международном кинофестивале в Вальядолиде (1997).
«Малыш Джимми» Вольфганга Дикманна (25 октября, 23:55) на первый взгляд разительно отличается от картины Беккера. Это комедия о том, как незадачливые воры решают действовать по плану, вычитанному в детективе. В книге они находят подробное описание, как похитить сына миллионера. На деле же «малыш Джимми» оказывается малышкой Дженни – гениальной девочкой, похищение которой оборачивается историей в стиле «Вождя краснокожих». Если бы фильм снимали в Голливуде, этим бы все и закончилось – еще одна комедия для семейного просмотра. Фильм превращается в историю о поиске родственных душ.
«Небеса подождут» - под таким названием в России будет показан фильм Бригитты Мюллер «Der Himmel kann warten» (26 октября, 23:55). «Человек, у которого есть друг, не бывает неудачником», - собственно, весь фильм до зрителя пытаются донести эту мысль. В роли «агитаторов» - два закадычных друга, комики Пол и Алекс. Оба они выступают на сцене местного «Комедийного клуба», оба пытаются добиться успеха. Но Алекс болен раком.
Бригитта Мюллер не претендует на особую оригинальность – вряд ли может стать откровением сентенция, что «дружба – величайшая форма любви». Да и сюжет о двух друзьях настойчиво напоминает историю «Достучаться до небес». Режиссер, похоже, рассчитывает на такое сопоставление. Не обошлось и без цитат из «Кабаре», правда, история «Комедийного клуба» лишена пестроты и страстей детища Боба Фосса.