К 75-летию режиссера Игоря Масленникова
25 октября 2006 г.
К 75-летию режиссера Игоря Масленникова, автора телевизионных фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Зимняя вишня», телеканал «Культура» 26 октября в 16:35 покажет фильм «Сентиментальный роман». В картине, снятой по одноименному роману Веры Пановой, заняты Елена Проклова, Елена Коренева, Николай Денисов, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Олег Янковский, Иван Бортник.
Для многих имя Масленникова ассоциируется лишь с фильмами о Шерлоке Холмсе и трилогией «Зимняя вишня»: трудно найти человека, не смотревшего их хотя бы раз. А вот другие картины режиссера не столь известны – во многом потому, что их нечасто демонстрируют на нашем ТВ. Телеканал «Культура» восполняет этот пробел показом ранней работы режиссера (лента снята в 1976 году).
Сюжет фильма прост: Россия, двадцатые годы. Газетчик-комсомолец Шура Севастьянов борется с противным ему мещанством. Но вдруг понимает, что влюблен в своего «идейного врага» - Зою, мечтающую о красивой и столь ненавистной Севастьянову «мещанской» жизни…
«Очень давно я хотел сделать фильм про любовь комсомольцев 20-х годов, но как-то ничего не получалось, - рассказывает Игорь Федорович. – Вдруг мне звонит литературный секретарь Веры Федоровны Пановой и говорит, что писательница хотела бы со мной встретиться. Когда я к ней приехал, она предложила мне поставить ее книгу «Сентиментальный роман». Дело в том, что это была ее любимая вещь, и она все время ждала, что ее поставит Игорь Васильевич Таланкин – ей очень нравилась его экранизация «Сережи». Но Таланкин тогда был очень занят, и посоветовал Вере Федоровне обратиться ко мне. Я не читал этот роман, и Вера Федоровна подарила мне книжку. Когда я начал ее читать, то обнаружил, что «Сентиментальный роман» рассказывает как раз о комсомольцах 20-х годов и об их «идейной» любви. Я с упоением прочитал книгу и согласился на предложение Пановой. Мы начали вместе работать над сценарием, но вскоре она умерла. Мне пришлось доделывать его одному.
С моей точки зрения, получилась интересная картина. У нее был один недостаток: поскольку я был неопытным сценаристом, она получилась большой, но Госкино не соглашалось делать две серии. Пришлось сокращать ленту, и когда я сейчас ее смотрю, вижу эти «рубцы», появившиеся из-за запрета Госкино…»
«Я категорически не согласен с мнением кинокритиков, что «режиссер как будто выпарил из романа лирическое вещество», - говорит Игорь Федорович. - Роман был написан Пановой по мотивам событий, происходивших с ней в юности. Но кино и литература – разные виды искусства. И если в романе можно чувственные вещи говорить словами, то в кино это должно быть показано людьми, конкретными персонажами. И работа Елены Кореневой, как впрочем, и работа Лены Прокловой – говорят именно об этой чувственности. Мне жаль, что критик ее не ощутил…».
«Сентиментальный роман» в эфире телеканала «Культура» 26 октября в 16:35