Рецензия: «Эксперимент 2»: обыкновенный фашизм ****
15 декабря 2008 г.
Показ фильма «Эксперимент 2» («Die Welle», Германия, 2008, режиссер – Деннис Ганзель, в ролях - Юрген Фогель, Фредерик Лау, Макс Римельт, Дженнифер Ульрих, Кристиане Пауль) состоялся 5 декабря в рамках 7-го Фестиваля немецкого кино в кинотеатре «35 мм».
В 1967 году в одной калифорнийской средней школе состоялся нетипичный эксперимент. Как вспоминает в своей книге «Третья волна» учитель истории Рон Джонс, «мы изучали нацистскую Германию, и в середине лекции меня перебили вопросом. Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли горожане, железнодорожные проводники, учителя, врачи притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа».
Учитель, в свою очередь, предложил сыграть в «третий рейх» и провозгласил рождение тоталитарной организации «Третья волна» со своими правилами: железная дисциплина, униформа, приветствие, вербовка новых членов.
Эксперимент в калифорнийской школе превзошел все ожидания. Уже на пятый день дружный прежде класс раскололся на членов «Волны» и тех, кто не хотел маршировать одним строем. «Волна» вышла из-под контроля.
«Эксперимент-2» в немецком прокате так и называется «Волна» и представляет собой очередную рефлексию немецкой интеллигенции относительно своего нацистского прошлого. (Интересно, что режиссер Деннис Ганзель в 2004 году уже снял на эту тему картину «Академия смерти».) Ганзель тщательно перенес опыт Рона Джонса на немецкую почву, добавил несколько малозначительных деталей (учитель в исполнении Юргена Фогеля носит косуху и футболку Clash) и сюжетных линий (вроде влюбленности главного героя), чтобы подогреть напряжение и сделать персонажей более живыми.
Сам по себе фильм довольно интересен: он динамично снят, держит в напряжении, но, самое главное, заставляет зрителя – волей-неволей – вступить в дискуссию, провоцирует на размышления после сеанса. И здесь можно выделить две основные мысли, которые прямо не противоречат друг другу.
Во-первых, авторы считают, что фашизм напрямую обусловлен комплексом неполноценности. В самом деле, учитель-то преподает физкультуру и политологию, потому и считает себя второсортным педагогом. Еще среди героев имеется нескладный подросток, всячески пытающийся завоевать расположение одноклассников и только в «Волне» нашедший уважение и друзей. Самоутверждение посредством подавления несогласных – идея не нова, но ведь работает.
Во-вторых, довольно интересную параллель авторы проводят между автократией и демократией. Выбранный большинством голосов лидер, придуманное сообща название, созданные коллективными усилиями веб-сайт и логотип – все говорит о том, что, по мысли режиссера, автократия есть высшее проявление демократии, а не то, чему учат на уроках политологии. С чем не поспоришь, так это с тем, что опыт – сын ошибок трудных. Причем, ошибок, сделанных собственноручно.
Что касается названия, выбранного российскими прокатчиками, то оно отсылает к семилетней давности фильму Оливера Хиршбигеля «Эксперимент» с Морицем Бляйбтроем. Основой той ленты стал Стэнфордский тюремный эксперимент, по условиям которого группа волонтеров была помещена в тюрьму и разделена на две части: надзирателей и заключенных.
Обе картины, равно как и оба эксперимента, с легкостью доказали тезис о том, что группа может стать чем-то большим, чем просто совокупностью ее членов, и превратиться в самостоятельный организм, поведение которого кардинально отличается от индивидуального поведения участников группы.
Денис Шлянцев, InterMedia