Рецензия: «Юленька»: маленькая девочка со взглядом волчицы ***
13 февраля 2009 г.
Пресс-показ фильма «Юленька» (Россия, 2008, режиссер - Александр Стриженов, в ролях – Марат Башаров, Дарья Балабанова, Оксана Лаврентьева, Ирина Купченко, Анна Казючиц) состоялся 12 февраля в кинотеатре «Каро Фильм Атриум».
Трейлер «Юленьки» обещал, как минимум, «Кэрри», смешанную с «Оменом», что интриговало. В фильме, как выяснилось, мистическая составляющая почти отсутствует, и это не недостаток.
Итак, в некий экологически благоприятный городок (создатели картины говорят, что снимали в Ялте) в провинциальную гимназию исключительно для девочек приезжает и устраивается учителем на работу бывший университетский преподаватель Белов (Марат Башаров). С ним – пока еще нерасписанная жена Лера (Оксана Лаврентьева), страдающая астмой, и ее 11-летняя дочь Настенька (Александра Дыхне). Учебным заведением руководит властный завуч, вплетающий в речь немецкие выражения (Ирина Купченко). В пятом классе, который ведет Белов, все как на подбор жутковатые девочки в юбочках, белых чулочках и бантиках. Они прилежно себя ведут, каждое утро маршируют строем, ходят в театр, но за всем этим стоит очень неуютное для зрителя ощущение какой-то страшной тайны. И скоро этот секрет выплывает наружу – оказывается, одна из девочек еще до приезда в город Белова покончила жизнь самоубийством. Учитель начинает подозревать, что в этом происшествии замешаны ее одноклассницы. А точнее, Юленька Маевская, белокурый ангел с подведенными черным мудрыми (и злыми) глазами, «женщина, спрятанная в теле 11-летней девочки». Белов совершенно не подготовлен к миру детской жестокости. Он считает, что детей вообще ни в чем нельзя винить, и что во всем виноваты только взрослые, которые не сумели чему-то научить, довоспитать, долюбить…
В течение фильма зрителю вместе с главным героем предстоит разочароваться в этой, казалось бы, привычной морали и привыкнуть к другой, не то чтобы очень оригинальной: измена – это всегда ошибка, за которую необходимо расплачиваться. Это очень неприятный опыт, который необходимо пережить, и это – главное достоинство «Юленьки», хотя имеется еще плюшка за смелость: раньше в российском массовом кинематографе (то ли дело Владимир Епифанцев в «Зеленом слонике») не было принято вырывать позвоночник у живых людей.
Грубо говоря, «Юленька» - реальный шаг вперед в жанровом кино. В этом триллере есть саспенс, неожиданное развитие сюжета, актеры, особенно девочки, играют выше среднего, музыка Аркадия Укупника, хоть и чересчур навязчивая, создает нужную атмосферу.
Здесь интересно еще и одно обстоятельство. «Юленька» в прокат выходит почти одновременно с «Загадочной историей Бенджамина Баттона». И если герой Питта, старея наоборот, познает мудрость и любовь, то наша героиня, преждевременно повзрослев, ожесточилась. В каждом мужчине она видит потенциального отца и супруга своей матери, а если мужчина отказывается создать полноценную ячейку общества, что ж, его следует уничтожить. Страшное, пугающее своей матриархальностью заключение.
Денис Шлянцев, InterMedia