Рецензия: «Хранители»: исчерпывающее высказывание на тему супергероев *****
6 марта 2009 г.
Пресс-показ фантастического триллера «Хранители» («The Watchmen», США, 2009, режиссер – Зак Снайдер, в ролях – Малин Акерман, Билл Крадап, Мэтью Гуд, Карла Гуджино, Джеки Эрл Хели, Стивен МакХетти, Джеффри Дин Морган, Патрик Уилсон) состоялся 27 февраля в кинотеатре «Октябрь».
Середина 80-х, Америка. Альтернативная реальность, в которой Никсона избирают на пятый срок, а на правительство работает целая команда супергероев в масках. Команда эта была сформирована из фанатически преданных идее натренированных добровольцев, и, надо сказать, что на благо США они потрудились на славу: воздвигли американский флаг над Иводзимой, разбомбили Хиросиму, обеспечили победу Америки над Вьетнамом и даже высадили Армстронга на Луну. И это – только вступительные титры фильма.
Однако даже супергероям не подвластно старение. В начале 70-х создается новая группа из более молодых и энергичных. К ней присоединяется Доктор Манхэттен (единственный из всех «Хранителей», кого можно с полным правом назвать уберменшем, ведь в результате неудачного научного эксперимента он оказался наделен сверхъестественными способностями). В середине 80-х группа постепенно отходит от дел и снимает маски, однако в это время кто-то начинает убивать ее членов поодиночке. Миру грозит ядерный удар со стороны СССР, и единственная сила, способная противостоять уничтожению человечества, и есть «Хранители». Да, но кто охранит простых жителей от «Хранителей»?
«Хранители», кажется, всерьез претендуют на то, чтобы раз и навсегда закрыть тему экранизаций комиксов про супергероев. Прежде всего, фильм снят по роману, считающемуся революционным и культовым среди поклонников фантастической литературы. Это единственный роман, удостоенный престижной премии «Хьюго» и включенный в список 100 лучших англоязычных романов журнала Time.
Режиссер фильма Зак Снайдер уже успел засветиться как автор ромерообразного «Рассвета мертвецов» и эпических «300 спартанцев». Его кандидатура понятна: каким бы слабым ни получился фильм, можно было оставаться спокойным за визуальную сторону. В «Хранителях» же, помимо ярких и запоминающихся спецэффектов, есть психологически убедительная и захватывающая история.
О том, что супергерои тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо, снимать в последнее время модно. Но ни «Темный рыцарь», ни «Хэнкок», ни «Железный человек» в этом плане не достигают такого эффекта, как «Хранители». Среди «Хранителей» почти невозможно выделить положительных персонажей - слишком уж много в них не совсем приятных черт характера, однако каждый из них до конца верен своим жизненным принципам и борется за то, что считает справедливым.
Единственная претензия, которую можно при желании предъявить режиссеру, – нечеловеческий (2 часа 40 минут) хронометраж картины. Интересно, что в своих интервью Зак Снайдер говорил, что будь его воля, картина длилась бы как минимум 6 часов, а при покадровом воспроизведении всех 12 глав проект можно было бы растянуть и на 60 часов.
Впрочем, эта претензия, скорее, для проформы, ведь концентрация экшна в «Хранителях» такова, что желание пересмотреть фильм возникает сразу же после финальных титров.
Денис Шлянцев, InterMedia