Рецензия: «Обитаемый остров: Схватка»: работа над ошибками ***
18 апреля 2009 г.
Пресс-показ фильма «Обитаемый остров: Схватка» (Россия, 2009, режиссер – Федор Бондарчук, в ролях – Василий Степанов, Петр Федоров, Юлия Снигирь, Алексей Серебряков, Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Федор Бондарчук, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин) состоялся 14 апреля в кинотеатре «Ударник».
На пресс-конференциях и в интервью продюсер фильма Александр Роднянский довольно много говорил о том, что в первой части зрителя «вводили» в мир Саракша, знакомили с его бытом, обитателями, поэтому фильм развивался плавно, без особенных жанровых перекосов. Весь «экшн», включая Белую субмарину и революцию, достался «Схватке», что пошло картине только на пользу.
Чего-чего, а эффектных взрывов, драк, погонь, крушений во втором фильме предостаточно. Максим улыбается гораздо реже, чаще кричит. Гай Гаал периодически впадает в истерику, поддаваясь воздействию облучения башен. Умника по-прежнему колбасит (иного слова не подобрать) в ванной, розовый танк на поверку оказывается проржавевшим и красным, мутанты – добрыми и отзывчивыми калеками, а Колдун, качающийся на качелях в подземелье, полном крыс и летучих мышей, явно навеян фильмами Гиллермо Дель Торо.
Удивительно, Бондарчук продолжил еще резче высказываться о современной России. Отвечая на вопрос, что сам Федор ассоциирует с башнями из фильма «Обитаемый остров» в России, режиссер заявил: «Мы катимся в жопу. Газет нет, радио нет. Есть только интернет. Вот когда был Ельцин, то люди бежали смотреть телевизор с реальными и откровенными передачами. А сейчас заголовки газет начали напоминать времена с пропагандой. Альтернатив не видно - это пугает. Я могу долго говорить, но потом у меня будут проблемы».
В свете этих высказываний противоборство между Странником и Максимом в финале картины выглядит довольно двусмысленно. Если симпатии Стругацких – на стороне Мака, то Бондарчуку более симпатичен именно Странник, и этот факт сыграл свою роль. Противостояние юности и опыта, революционных настроений и либеральных реформ закончилось ничьей. Обе стороны – в ситуации пата, оттого так эффектно и бессмысленно и колошматят друг друга. Никто не отвечает на вопрос - что же делать?
В этом плане режиссер идет дальше Стругацких, которые в свое время поставили к роману «Пикник на обочине» эпиграф из Роберта Пенна Уоррена: «Ты должен сделать добро из зла, если его больше не из чего делать».
Благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда.
Денис Шлянцев, InteMedia