Рецензия: «Дзифт»: болгарский неонуар о гудроне, мумиё и дерьме *****
22 мая 2009 г.
Премьера неонуара «Дзифт» («Zift», Болгария, 2008, режиссер – Явор Гырдев, в ролях – Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев, Михаил Мутафов) состоялась 20 мая в кинотеатре «Формула кино Горизонт”.
Расшифровка понятия «Дзифт» дается в самом начале, после эпиграфа – короткого и довольно бородатого анекдота о том, как ревнивый ассенизатор отомстил гулящей жене, выкачав в квартиру ее любовника 300 литров содержимого своей машины. Рассказавший анекдот бородач философски произносит мораль: «Больше дерьма – меньше ущерба. Морального, не материального».
После такого мощного вступления не особенно и удивляешься, когда узнаешь, что сленговое значение слова «дзифт» и есть «дерьмо». А обычно его употребляют для обозначения гудрона или мумиё. Интересно, что все три вариации «дзифта» – в той или иной степени – раскроются режиссером.
Главный герой фильма по кличке Моль («Моль летит хаотично. Если соединить линией траекторию ее полета, получится жизнь любого человека. Случайно жил – случайно умер») выходит из тюрьмы. У него есть множество татуировок (на спине – «Человек – это звучит гордо»), багаж полученных в тюрьме знаний, множество цитат из «Кандида» Вольтера и план: уехать в теплые страны и начать все с чистого листа. А еще есть мечта стать профессиональным боксером и написать мемуары на иностранном языке.
Но не зря твердил ему многомудрый сокамерник: «Надежда живет только в тюрьме». На воле Моль никто не ждет. Была любимая по кличке Богомолка - да спуталась с партийцем по кличке Слизняк, поет теперь по кабакам джазовые стандарты про грешную луну. Раньше этот Слизняк промышлял воровством, все больше по мелочам. Но Богомолка прознала, что в доме антиквара, в котором она убирается, спрятано сокровище – черный бриллиант. Моль и Слизняк попытались украсть камень, но их планы сорвались: Слизняк убил антиквара, а Моль взял вину на себя, чтобы прикрыть любимую.
Планам Моли сбыться не суждено. Прямо на выходе его поджидает черная «волга», которая везет его прямо в женскую баню, где его встречает партийный функционер Слизняк и начинает пытать током в надежде узнать, где Моль спрятал бриллиант.
Кинематографический дебют известного в Болгарии театрального режиссера Явора Гырдева является, по словам самого режиссера, ироническим упражнением на тему жанра нуар. На афише так и написано – «неонуар». И впрямь - жанровые условности соблюдены, цитаты отсылают к правильным источникам (от «Мальтийского сокола» и «Мертв по прибытии» до «Криминально чтива»), цветовая гамма монохромна в хорошем смысле. И в то же время приставка «нео» здесь явно не лишняя: выращенный на болгарской почве соцреализм удивительнейшим образом смотрится на своем месте, придавая фильму ретро-привкус, а чернушные вставки-рассказы в духе группы «НОМ» или Юрия Мамлеева придают повествованию сюрреалистичный оттенок.
Еще одна составляющая картины – ее литературоцентричность. Сценарий, написанный культурологом Владиславом Тодоровым, хочется читать как самостоятельное произведение, довольно, к слову, остроумное и поэтичное («Сбылось предсказание тюремного радио», «Глаза для души словно горошина для принцессы. Спать не дают»).
PS: в активе картины - заслуженные призы: «Серебряный Георгий» и «Лучший режиссер» на ММКФ, «Лучший болгарский фильм» на фестивале в Софии.
Денис Шлянцев, InterMedia