Рецензия: «Коко Шанель и Игорь Стравинский»: из Франции в Россию ***
2 июня 2009 г.
Пресс-показ фильма «Коко Шанель и Игорь Стравинский» и посвященная ему пресс-конференция состоялись 30 мая в центре современный культуры «Гараж» в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Лента французского режиссера Яна Кунена, удачно совпавшая со 100-летием «Русских сезонов», завершала программу нынешнего Каннского фестиваля и сразу отправилась в Россию по инициативе сопродюсера Вероники Зонабенд. В главных ролях заняты Анна Муглалис (Коко Шанель), Мадс Миккельсен (Игорь Стравинский), Елена Морозова (Екатерина Стравинская), Григорий Мануков (Сергей Дягилев). Фильм создан по книге британца Криса Гринхольфа «Вилла Бель-Респиро. История любви», он же выступил автором сценария.
История взаимоотношений двух великих художников ХХ века в данной интерпретации скорее походит на выдумку, чем на правду – никому не известная Коко посетила в 1913 году премьеру «Весны священной» никому не известного композитора, завершившуюся скандалом в Театре Елисейских полей. В 1920 году эмигрировавшая из России семья Стравинских поселяется на вилле Шанель в Гарше, где между двумя незаурядными натурами мгновенно вспыхивает бурный роман, за которым невольно наблюдает страдающая туберкулезом Екатерина Стравинская. Творческие личности страстно любят друг друза за роялем и под роялем (режиссер подчеркивает важность черно-белой символики в интерьерах, нарядах Шанель, клавишах), жена (положительная героиня) тихо шипит на мужа и на его любовницу и, расстроив их роман, уезжает, оставив им обоим лишь пустоту и мучения. В финале Стравинский и Шанель в старости грезят друг о друге и о былых триумфах.
Авторы фильма не стремятся к исторической достоверности, да и реальный Игорь Стравинский отнюдь не был таким видным мужчиной, как Мадс Миккельсен (режиссер поясняет свой выбор актера тем, что хотел показать «Стравинского в восприятии Шанель», и отмечает, что композитор «был мускулист и обожал позировать обнаженным»), однако и не страдал мелодраматизмом и бесхарактерностью своего киновоплощения. По крайней мере, представить пьяным композитора, которого сравнивают с Эйнштейном, проблематично, как и вообразить, что все семейство лихо поет и отплясывает под его аккомпанемент «Ах, вы, сени, мои сени». Нарочито контрастирующая окружающему французскому миру «русская» тематика, водка и сакраментальная фраза «Скажи мне, ты с ней спал?» - пожалуй, не из лучших достижений авторов. Однако, если абстрагироваться и воспринимать киноленту, не думая о биографии и личностях Коко Шанель и Игоря Стравинского, то она вполне имеет право на успех. Из несомненных удач – работа оператора, применяющего самые разные, но востребованные именно в данный момент техники – как для кадров премьеры «Весны священной», снятых в Театре Елисейских полей, так и для тонкой работы «в узком семейном кругу». Очень хороши цветовые решения, как правило, несущие смысловую нагрузку. Дом Chanel предоставил несколько оригинальных предметов одежды и аксессуаров для Анны Муглалис, а Карл Лагерфельд специально создал платье для заключительной сцены.
Как рассказал на пресс-конференции Крис Гринхольф, однажды он увидел фото, где Игорь Стравинский и Коко Шанель были запечатлены вместе. «Я начал исследовать их биографии и увидел, что они жили параллельными жизнями, - четко подметил писатель (как известно, параллели не пересекаются). – Это черно-белая эстетика Шанель и клавиши, связь между созданными ей запахами и музыкой Стравинского». Автор подчеркнул, что есть несколько общеизвестных фактов – присутствие Коко Шанель на премьере «Весны священной», ее приглашение в 1920 году семьи Стравинского на свою виллу, создание в те же годы «Шанель №5», чуть позже - костюмов для балетов Стравинского, да и дочь композитора Людмила работала у Шанель. «Об их реальных отношениях известно мало, - говорит Крис Гринхольф. – Большинство биографов сходятся, что отношения были, но, поскольку о них известно мало, мне пришлось их придумать. Фактом остается лишь духовная близость этих людей». «Все-таки Коко Шанель известна, в первую очередь, своим одиночеством, а не коллекцией мужчин, - комментирует свою роль Анна Муглалис. – Она только что вышла из траура, приобщается к миру французского авангарда, и для нее эта музыка и этот мужчина нераздельны. Она загипнотизирована этой музыкой, поэтому ей необходимо овладеть этим мужчиной, чтобы причаститься. Но он – человек XIX века… Подобное мы наблюдаем сегодня, когда свободную женщину называют шлюхой и потаскухой».
Как бы там ни было, есть еще один вдохновивший авторов фильма факт – Коко Шанель и Игорь Стравинский умерли с разницей во времени в три месяца.
Мария Зуева, InterMedia