Рецензия: «Луна»: тёмная сторона Сэма Рокуэлла ****
2 июля 2009 г.
Пресс-показ научно-фантастического фильма «Луна» («Moon», Великобритания, 2009, режиссер – Данкан Джонс, в ролях – Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Мэтт Берри, Робин Чок, Кая Скоделарио) состоялся в рамках ММКФ 25 июня в кинотеатре «Художественный».
«Луна» - прекрасный пример того, как можно дебютировать в полнометражном кино, сняв интересную всем инди-драму за 5 миллионов долларов (что для фантастического фильма – сущие копейки), пригласив на главные роли Сэма Рокуэлла и Кевина Спейси, а для написания саундтрека – заслужившего культовый статус штатного композитора Даррена Аронофски Клинта Мэнселла.
У Данкана Джонса (сына Дэвида Боуи; папе, кстати, фильм понравился, сообщил отпрыск на пресс-конференции) все это получилось. Говорить о том, что 38-летний Джонс открыл новую веху в жанре сай-фай, вряд ли стоит, «Луна» - крепкая драма, отсылающая к классическим (и не очень) фильмам и при всех этих заимствованиях на удивление хорошо выглядящая.
Проведя на Луне в одиночестве почти три года, астронавт Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) по заданию земной корпорации добывает гелий-3, самоотверженно обеспечивая лунной энергией Землю. И считает дни, оставшиеся до возвращения на родную планету. Там его ждут жена и маленькая дочь, с которыми он общается при помощи видеописем.
Единственный «живой» собеседник на базе – робот Герти (его озвучил Кевин Спейси), который выражает свои эмоции при помощи смайликов, в трудную минуту трогательно обнимает Сэма своей железной клешней, и запрограммирован прямо по Азимову - так, чтобы не навредить человеку. Однако под конец трехгодового заключения у Сэма начинаются странные галлюцинации в виде женщины (явная отсылка к «Солярису» Тарковского, ну, или Содерберга), а дальше случаются и вовсе непредвиденные события.
Помимо влияния Тарковского, в картине физически ощущается дух Стэнли Кубрика («Космическая одиссея 2001»), Ридли Скотта («Бегущий по лезвию бритвы»), научно-фантастических картин 70-х вроде «Козерог-1», а также вполне современных лент «Остров» Майкла Бэя и «Шестой день» Роджера Споттисвуда.
Последние из упомянутых фильмов всплывают здесь потому, что в какой-то момент Сэм находит «второго себя» без сознания, приносит его на базу и начинает выяснять, кто из них чей клон. Драматические события развиваются в хорошем выдержанном темпе, и скучать, несмотря на засилие в кадре разномастных Сэмов Рокуэллов, не приходится.
Денис Шлянцев, InterMedia