Сегодня: 26 апреля 2024 г.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
25 апреля 2024 г.
Обвинительниц Харви Вайнштейна возмутила отмена приговора
Объявлена дата выхода российского фильма "Огниво"
Cуд Нью-Йорка отменил приговор Харви Вайнштейну
Сериал с Джейком Джилленхолом получил новую дату премьеры
Сэм Рэйми экранизирует комикс "Я - мрачный жнец"
Серебряный серфер Джулия Гарнер снимется у режиссера "Варвара"
Рэйф Файнс и Аарон Тейлор-Джонсон сыграют в "28 лет спустя"
"Клеопатра" с Анджелиной Джоли была триллером с сексом
Эми Адамс снимется у режиссера драмы "Фрагменты женщины"

Новости кино в формате RSS 2.0


Рецензия: «Царь»: православие, самодержавие, народность ***

11 июля 2009 г.

Пресс-показ исторического фильма «Царь» (Россия, 2009, режиссер – Павел Лунгин, в ролях – Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Александр Домогаров, Алексей Макаров, Иван Охлобыстин, Алексей Франдетти, Вилле Хаапасало) состоялся 18 июня в кинотеатре «Художественный».

Новый фильм Павла Лунгина, представлявший Россию в Каннах в секции «Особый взгляд» и открывающий 31-й Московский международный кинофестиваль, сначала назывался «Иван Грозный и митрополит Филипп». Впоследствии название было сокращено до «Царя», что дало повод вспомнить известную реплику из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» - «Царь, очень приятно, царь».

Два замечания. Первоначальное название сразу же намекало на мощный антагонизм героев – набожного и психически нездорового царя-батюшку (Петр Мамонов) и мудрого верующего митрополита Филиппа (последняя роль Олега Янковского), но, как заметил режиссер на пресс-конференции, более напоминало название диссертации, поэтому создатели остановились на коммерчески выгодном «Царе».

Второе – ничего приятного в фильме нет, и быть не могло. Лунгин постарался как можно более достоверно насытить свою работу крупными планами царских забав: повешения, пытки в ассортименте, прижигания каленым железом, сожжение заживо, битва с медведем и прочие средневековые услады духа. Мамонов привычно юродствует в образе царя, достигая каких-то уж заоблачных высот по части вызывания к себе отвращения. Еще одного юродивого, шута, приближенного к царской особе, играет «отец Иоанн» Охлобыстин, которого довольно сложно узнать с фальшивыми гнилыми зубами. Есть еще девочка-юродивая (роль изначально предназначалась Марии Шалаевой, но сценарий изменили так, что 9-летнюю девочку сыграла Настя Донцова), которая при помощи иконы Святой Богородицы разрушает мост, на котором идет битва с поляками, а потом бродит по лесу под охраной Божьей Матери.

Итак, самый разгар опричнины. 1565 год. Митрополит сложил с себя обязанности и ушел в монастырь, не вытерпев зверств «псов государевых». Царь истово молится, опричники вешают без суда и следствия. В такую Москву приезжает игумен Филипп, старый приятель Иоанна, который и назначает его новым митрополитом. Просвещенный Филипп, знакомый, кстати говоря, с работами Леонардо да Винчи, не может мириться с бесчинствами опричников и безумием царя, он отказывается благословить его поход на Великий Новгород, и вот однажды звучит знакомый клич: «Слово и дело!», и митрополита арестовывают по обвинению в укрывательстве изменников родины. Филиппа лишают сана и ссылают в монастырь, где тот становится местным святым. Безусловно, на общем фоне «Царь» выгодно выделяется блестящей актерской игрой, крепкой режиссурой и работой любимого оператора Клинта Иствуда Тома Стерна. К сожалению, фильм местами откровенно скучен, затянут и переполнен религиозным пафосом – с чудотворными иконами в кадре, молитвами, куполами и крестами.

Тем не менее, впечатление остается сильное и очень уж неприятное. Открывать настолько гнетущим фильмом фестиваль несколько странно. Не хочется думать, что на открытии, как и в финале картины, Лунгин выйдет к пустому залу и задаст риторический вопрос: «Где мой народ?».

Денис Шлянцев, InterMedia









ПОИСК
 
Новости
Скачать!
Магазин
Интернет
АРХИВ НОВОСТЕЙ
РЕКЛАМА
Новости кино Kinozavr.com в сети с 2006 года
Источники новостей: rol.ru и kinonews.ru