Рецензия: «Карта звуков Токио»: женщина любит ушами **
16 ноября 2009 г.
Премьера драмы «Карта звуков Токио» («Map Of Sounds Of Tokyo», Испания, 2009, режиссер – Изабель Койшет, в ролях – Ринко Кикучи, Серхио Лопес, Мин Танака, Манабу Ошио, Такео Накахара, Хидэо Сакаки) состоялась 11 ноября в кинотеатре «Пионер».
«Карта звуков Токио» - очередное признание в любви японской столице. Сокращенное раза в три, оно неплохо бы смотрелось в альманахе «Токио!», аккурат между мечтательным сюром Мишеля Гондри и провокацией Леоса Каракса. Будучи растянутой до своего обычного хронометража (109 минут), картина позиционируется как артхаусный вариант «Трудностей перевода» Софии Копполы, претендует на японский вариант «Лиссабонской истории» Вима Вендерса, но, к сожалению, проигрывает почти по всем статьям, кроме технических вопросов. Сценарий и вовсе проверяет на прочность и толерантность зрителей, смешивая софт-порно в духе «Последнего танго в Париже» с видовыми зарисовками Токио под Вонга Кар-вая.
Имеется номинальный сюжет: она (Ринко Кикучи) работает на рыбном рынке, чтоб «не надо было думать», и по совместительству, на полставки, киллером. Он (Серхио Лопес) – испанец, владелец магазина вин, помешанный на японской культуре, но не умеющий правильно, с хлюпаньем втягивать лапшу и любящий петь в караоке «Enjoy The Silence» Depeche Mode. Она должна была убить его, но вместо этого влюбляется. Они встречаются в мотеле, где каждая комната имитирует свой вид на Париж, и самозабвенно занимаются сексом. Эта любовь обречена с самого начала, но важно не это.
Новый, уже седьмой по счету фильм Изабель Койшет – одно из тех редких зрелищ, где сюжет не имеет особенной ценности, а натужные, столь же японские, сколь и романы Харуки Мураками, диалоги только раздражают, отвлекая от самого главного – от звуков этого огромного мегаполиса и мастерски подобранного саундтрека, где есть композиции Макса Рихтера и «One Dove» Antony & The Johnsons.
Шум дождя и грохот машин, сливающиеся в монотонный убаюкивающий гул, приглушенный, как будто доносящийся из какого-то отдаленного, но наверняка очень уютного кафе камерный джаз, цоканье каблуков, редкий смех, хлюпанье втягиваемой лапши – можно закрыть глаза и совершить прогулку по собственному воображаемому Токио.
Синематографичность и отчужденность Токио – вот что интересует Койшет, в то время как разыгрывающаяся на фоне его холодных неоновых вывесок любовная драма играет декоративную роль.
Виртуозную работу оператора и звукорежиссера отметила Высшая техническая комиссия Канн, присудив в этом году фильму Гран-при. Что касается сюжета, актерских работ и того непередаваемого словами нечто, которое делает драму драмой и заставляет сопереживать героям, тут следует констатировать полный провал.
Денис Шлянцев, InterMedia