Рецензия: «Кандагар»: Побег из Афганистана ****
4 февраля 2010 г.
Премьера боевика «Кандагар» (Россия, 2010, режиссер – Андрей Кавун, в ролях – Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Богдан Бенюк, Максим Клянов, Юрий Беляев) состоялась 1 февраля в кинотеатре «Октябрь».
Сюжет фильма основан на реальных событиях. В 1996 году экипаж российского самолета Ил-76 был захвачен афганскими талибами. В плену летчики провели больше года, после чего им удалось обманом проникнуть в собственный самолет и бежать. На дневниковых записях капитана и основывались сценаристы фильма.
Нетрудно догадаться (даже если не знать о финале этой нашумевшей истории), чем закончится фильм, однако его съемочной группе удалось сделать почти невозможное: заставить зрителя до самой последней минуты сопереживать героям. Выберутся или нет? А вдруг кого убьют? А вдруг самолет не взлетит?
Уверенная режиссура, блестящая операторская работа, приличные актеры, аутентичная массовка и атмосфера, умело выстроенное напряжение – вот характеристики этого психологического боевика, местами своим «саспенсом» доходящего до уровня триллера.
Невольно напрашиваются сравнения с «Повелителем бури» Кэтрин Бигелоу, получившим девять номинаций на «Оскар». Но картина Андрея Кавуна (автора динамичного боевика «Охота на пиранью» и сериала «Курсанты») довольно традиционна и не проникнута болезненной безысходностью «Повелителя бури».
С одной стороны, авторы фильма не особенно стремятся пролить свет на темные пятна в этой истории – чей груз везли, кому, действительно ли патроны этого калибра подпадают под определение «гуманитарной помощи», какие усилия – дипломатические и не совсем – предпринимали Россия и все мировое сообщество, чтобы освободить летчиков? Обо всем этом в фильме было сказано либо совсем мало, либо ничего. С другой стороны - и это приятно, - несмотря на спонсирование телеканалом «Россия 1», тема патриотизма в «Кандагаре» выпячивается не настолько, чтобы это вызвало отвращение.
Для «крутого боевика», каким, возможно, картину хотели видеть продюсеры и команда, в «Кандагаре» мало «экшна», отношение талибов к пленным оказалось не настолько зверским, да к тому же российские пилоты были им нужны не только для обучения своих летчиков, но и как инструмент дипломатического давления на Россию.
Для психологической драмы же характеры прописаны максимально достоверно. В самом деле, пятеро взрослых мужиков маются бездельем и страдают от ностальгии и безысходности под бдительным надзором вооруженной охраны – самая благодатная почва для внутренних конфликтов.
Интересно другое: история о том, как пятеро человек пытаются выжить, стать командой и вернуться домой, проявляя вынужденный героизм, противопоставляется проповеди исламского лидера о том, что идея, вера сильнее власти денег. «Это будет моя попытка разобраться в цивилизационных конфликтах», - сказал в одном из интервью режиссер. Попытка смелая и неоднозначная, тем и ценная.
Денис Шлянцев, InterMedia