Рецензия: «Замёрзшие души»: Своя душа потёмки ***
5 мая 2010 г.
Пресс-показ драмы «Замерзшие души» («Cold Souls», США-Франция, 2009, режиссер – Софи Бартез, в ролях – Пол Джаматти, Дина Корзун, Эмили Уотсон, Дэвид Стрэтэйрн, Борис Киевский, Наталия Зверева) состоялся 4 мая в кинотеатре «35 мм».
Главный герой картины - актер Пол (Пол Джаматти) - играет в театре роль дяди Вани в одноименной пьесе Чехова. Он переживает кризис, что накладывает отпечаток на его игру, а потом и вовсе не может отделить себя от персонажа. Его тяготит собственная душа со всеми ее потемками. Случайно он натыкается в «Нью-Йоркере» на статью, в которой описывается возможность извлечь свою душу и отдать ее на хранение. Пол решается на эксперимент, в результате которого выясняется, что его душа имеет форму и внешние признаки фасолины, а ходить опустошенным не так уж и приятно, к тому же это отрицательно сказывается на его актерской игре. Отчаявшийся Пол берет в аренду на две недели душу русского поэта.
Тем временем в далекой холодной и нищей России (фильм снимался и в Санкт-Петербурге) вовсю идет изымание душ у народонаселения. Серьезный бизнес, все поставлено на поток, заправляет всем бизнесмен Олег (Сергей Колесников), а помогает ему челнок (в фильме ее называют «мул») Нина (Дина Корзун), которая, почти как Джонни-мнемоник, переправляет русские души контрабандой в Нью-Йорк.
Девушка Олега, гламурная фифа Света (Кэтрин Уинник), желает во что бы то ни стало заполучить душу известного американского актера – Аль Пачино, Джонни Деппа, на худой конец, Роберта де Ниро, чтобы – о ужас! - сниматься в сериалах. Как назло, из всех американских актеров только Полу Джаматти прискучила его душа. Дело сделано, душа похищена, и вот уже наш Пол отправляется в Санкт-Петербург, чтобы при помощи Нины разобраться с русской мафией и вернуть себе свою душу.
Да, в пересказе эта очередная вариация на тему «Фауста» выглядит глупее некуда. Картина же на самом деле не так плоха. Ее вытягивают хорошие актеры – тот же Джаматти («Великая Афродита», «Человек на Луне»), Эмили Уотсон («Рассекая волны», «Нью-Йорк, Нью-Йорк»), да и наша соотечественница Дина Корзун неплохо вписалась в эту компанию. Радует и то, что русских персонажей изображают русские актеры, которые, хоть и говорят без акцента (за исключением Светы), но изъясняются не совсем естественными предложениями.
Пейзажи Нью-Йорка и Санкт-Петербурга безрадостны и подчеркивают «замороженность» душ главных героев. Из совсем уж дикостей – поход по питерским коммуналкам и, мягко говоря, неуместное (гламурная фотосессия и великосветский прием) использование песен группы «Кино».
Западная профильная пресса приняла этот фильм восторженно, сравнив его с лентами «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Вечное сияние чистого разума», то есть с работами сценариста Чарли Кауфмана. В этом сравнении есть резон – и там, и тут экспериментируют с чужими душами, правда от опуса Софи Бартез, к сожалению, остается впечатление слабой поделки «под Кауфмана», плоской и глуповатой спекуляции на тему «особого величия русской души».
Денис Шлянцев, InterMedia